Для души и ума. Чем живёт театральный Воронеж

   
   

«Хорошим актёром можно быть и в столице, и в таком маленьком городе, как, например, Борисоглебск. Так же и с плохими актёрами. Дело не в том, где ты живёшь, а в том, сколько усилий прилагаешь, чтобы добиться успеха», – считает актёр Юрий Овчинников.

Было бы желание!

– Юрий Васильевич, что отличает современный воронежский театр – в чём его изюминка?

досье
Юрий Овчинников род. в 1957 году, окончил Воронежский институт искусств. Заслуженный артист России. Работал в ТЮЗе, Камерном театре. Многократный лауреат Воронежского конкурса «Итоги сезона» в разнообразных номинациях.
– Главная изюминка – зрители. Воронежцы любят театр, залы здесь полные – неслучайно к нам часто приезжают гастролёры. У нас очень сильны театральные традиции – воронежскому театру драмы им. Кольцова уже больше 200 лет! Хорошо зарекомендовал себя относительно молодой – в прошлом году ему исполнилось 20 лет – Камерный театр, около десяти раз он номинировался на «Золотую маску», становился лауреатом. Вносит свою лепту и академия искусств, которая готовит служителей Мельпомены. Театральная жизнь нашего города многообразна: каждый человек от трёх лет до почтенного возраста найдёт здесь то, что придётся по вкусу именно ему.

– А достаточно ли возможностей у наших актёров для творческого развития?

– Кто хочет развиваться, тот будет это делать. Хорошим актёром можно быть и в столице, и в таком маленьком городе, как, например, Борисоглебск. Так же и с плохими актёрами. Дело не в том, где ты живёшь, а в том, сколько усилий прилагаешь, чтобы добиться успеха. Конечно, в столичных городах больше возможностей для полного раскрытия артиста. Там больше театров, есть киностудии. Актёры могут участвовать в спектаклях на разных сценах. В провинции с этим хуже: руководители наших театров не приветствуют, если актёр работает на нескольких площадках одновременно – рано или поздно возникнут конфликты, трения. Это вообще характерно для провинции.

   
   

Многие, особенно молодые актёры, уезжают в Москву или Санкт–Петербург покорять новые вершины. Но, конечно, не всем это удаётся. Некоторые даже бросают профессию, потому что в столице трудно пробиться, хотя, казалось бы, и шансов там больше.

– Приходится ли вам работать с молодёжью?

– Да, к нам ведь приходят молодые актёры. Конечно, мы как старшие товарищи помогаем советом. Артист вообще всю жизнь учится. Четыре года в вузе – это даже не кирпич в фундамент, а только песочек. Не бывает такого, что родился – и сразу артист! Учиться должны все. Одного таланта мало. Это как алмаз: его нужно старательно шлифовать, чтобы получился бриллиант. И тогда он засверкает во всей своей красе. Каждая роль даёт актёру что–то новое. И каждая требует особого подхода. Даже самую маленькую роль пропускаешь через себя, и она становится тебе близка. Роль нужно играть с удовольствием, тогда и зрителю понравится, он ведь всё чувствует.

Публика и эксперименты

– Готовы ли воронежские театры к экспериментам на сцене? Участвовали ли вы в подобных постановках?

– Конечно, готовы. К примеру, сейчас Камерный театр, где я работаю, готовит спектакль молодого режиссёра, выпускника ГИТИСа по новелле японского автора Акутагава Рюноскэ. Произведение небольшое – прочесть его можно минут за семь, спектакль же будет длиться около часа. Это новая, необычная для нас работа: там очень мало текста, приходится пользоваться другими средствами: пластикой, мимикой.

– А как публика отзывается на сценические эксперименты? Вспомнить хотя бы случай на Платоновском фестивале, когда зритель возмутился, услышав со сцены мат и увидев достаточно откровенные сцены…

– Я видел этот спектакль, мне он очень понравился. А вот инцидент произвёл гнетущее впечатление. Мне было даже немного стыдно, ведь такая реакция со стороны зрителя показывает невоспитанность, нетерпимость, необразованность. К счастью, не все зрители такие.

– Каким вам представляется портрет современного театрального зрителя?

– Он разный. Бывает зритель интересующийся, доброжелательный, ищущий что–то новое. Бывает такой, который пришёл просто развлечься, посмеяться, отдохнуть. Бывает и такой, кто будто не знал, куда идёт – ему бы поп–корна да повеселиться. К счастью, последние – редкость. Конечно, приятно, когда люди проявляют живой интерес, хотят чему–то научиться. Мне самому, например, интересны спектакли, которые заставляют думать, требуют взаимной работы артиста и зрителя. Такие неоднозначные спектакли–загадки дают зрителю пищу для ума.

– Чего не хватает театральному искусству в Воронеже, что мешает ему развиваться?

– Мешает только отсутствие желания двигаться вперёд. Если ставить перед собой цель и твёрдо к ней идти, то всё получится. Ярчайший пример – Камерный театр, который долгое время ютился во дворце Карла Маркса, не был на балансе государства, деньги добывал самостоятельно и даже находился под угрозой закрытия. И, тем не менее, выжил. Потому что был человек, который хотел построить этот театр, который упорно двигался к цели. Сейчас у нас великолепный театр, новое здание – одно из лучших в России.

Зачастую люди только говорят о том, что хотят чего–то добиться, но реально ничего для этого не делают. Ведь куда проще жаловаться, что у тебя нет денег, чем что–то предпринять, чтобы их достать. Деньги на блюдечке никто не принесёт – нужно оби­вать пороги приёмных, доказывать, ругаться, нервничать… Конечно, неприятно. И далеко не каждый станет это делать.

– Приближается 8 Марта. Что бы вы хотели пожелать нашим читательницам?

– Желаю вам, дорогие женщины, любви, крепких семей, хороших мужей, чтобы в доме был достаток, а родные и близкие здоровы! 

Смотрите также: