В составе современной «Докторской» – кенгурятина, конина и буйволятина

Судя по потребительской корзине, в 2013 году каждый россиянин должен был съесть 58, 6 кг мясных продуктов. По официальным данным, с этим планом мы справляемся. Другой вопрос: продукты какого качества попадают на наш стол?

   
   

ГОСТ – редкий гость

Статистика утверждает, что в среднем 60% от своих доходов мы тратим на питание, малообеспеченные – гораздо больше. При этом число нареканий на качество продуктов только растёт. Сотрудники общественного движения ЦФО «Качество нашей жизни» их наслушались вдоволь.

«В колбасном отделе взял варёную колбасу. Пока стоял в очереди в кассу, изучил этикетку и увидел, что срок реализации колбасы 3 месяца. Это нормально?»

С. Коваленко, Лиски

«Купила немного «Докторской», положила её в холодильник и забыла. Спустя полторы недели вспомнила, достала и удивилась – варёная колбаса ничуть не испортилась! Что же такое в неё кладут?»

С. Малахова, Воронеж.

   
   

– Как что?! – отвечают эксперты. – Загустители, эмульгаторы, крахмал, заменители и пищевые добавки. «Докторская» колбаса раньше выдавалась рабочим на заводах, чтобы они получали полноценные белки, поэтому её изготавливали из лучших сортов мяса и без пищевых добавок. Сегодня на прилавках можно увидеть и «Докторскую особую», и «Докторскую традиционную», но все эти колбасы не имеют ничего общего с оригиналом.

Оказывается, по ГОСТу в составе «Докторской» жира должно быть не более 22%, белка – не менее 13%, влаги – не более 65%. А в исследуемых в лабораториях образцах эксперты чаще всего видят большую недостачу по жирам и белкам, что указывает на пониженную пищевую ценность. А значит, в продукте есть всё, кроме мяса. Производители играют на проверенном бренде, а покупатель, не сомневаясь, выкладывает деньги.

«Не хочу молока!»

Справка
ГОСТ - это госстандарт, для создания которого задействуются различные институты, предприятия и эксперты. ТУ - это «технические условия», которые формирует сам производитель, то есть в отличие от ГОСТа в продукте могут быть добавки, которые существенно не влияют на свойства изделия, но придают ему другие качества. Мы, покупатели, долгое время думали, что «технические условия» - это лишь немного проще (не хуже!) ГОСТа. Но некоторые производители расценивают маркировку ТУ как возможность добавить в продукт всё, что угодно. В итоге специалисты даже в лаборатории не могут определить, из чего же сделаны продукты.

«На «птичьем рынке» у частника купили молоко, якобы от фермеров. Мало того, что вкус у продукта был странный, так ещё к вечеру это «молоко» загустело…»

Н. Крутых, Воронеж.

Тема фальсификации молочных продуктов весьма актуальна. В сетевых магазинах и гипермаркетах эксперты часто  выявляют подделки. Что уж говорить о недобросовестных частниках?

Не так давно специалисты центра «Качество нашей жизни» добились того, чтобы на Каменском молочном заводе прекратили выпуск фальсифицированного масла, так как в упаковку «сливочного» производитель заворачивал дешёвый спред.

Под видом молочных продуктов поставщики очень часто привозят непонятные смеси. Недавно эксперты центра гигиены и эпидемиологии области проверили кефир, которым снабжали областную детскую больницу. По результатам исследований оказалось, что молока в нём нет! Не нашли молока и в «молоке», которое шло из Волгоградской области в Грибановскую ЦРБ, зато в образцах присутствовала кишечная палочка.

В некоторые дошкольные учреждения Воронежа одно время поставлялось сливочное масло из Владимирской области, его качество работникам детсадов показалось сомнительным. Когда эксперты приехали на завод-изготовитель, то узнали, что масло там не производят вообще.

В наши детские сады, больницы и санатории привозили масло из рязанской области с предприятия, которого…  не существует. Похожая история произошла с Лисками, там вместо завода обнаружился жилой дом.

Откуда бурёнка?

Оказывается, львиная часть мясомолочной продукции завозится в нашу область из других регионов. И даже местные предприятия зачастую выпускают колбасу и «молочку» из чужого сырья. Причина одна: «левая» продукция дешевле. Вот только качество её, бывает, не выдерживает никакой критики.

Специалисты Белгородского исследовательского института в составе современной «докторской» нашли самые дешёвые виды мяса: кенгурятину, конину и буйволятину. Не брезгуют производители и мясом механической обвалки, которое изготавливается из перемолотых куриных костей с хрящами.

«Поставила сосиски в микроволновку и вытащила нечто скукоженное раза в два с половиной. Получается, что их содержимое просто испарилось?»

М. Боброва, Новая Усмань.

Так, любимые народом колбаски на многих мясокомбинатах делают из свиной шкуры, крахмала, загустителей и стабилизаторов. В самых дешёвых образцах часто нет и такого. А та самая «натуральная» оболочка сосисок, которые «подороже и повкуснее», привозится из Китая, и никто вообще не знает, какого она качества. 

Стоит ли удивляться, что за последние 5 лет в нашем регионе среди взрослого населения увеличилось число больных гастритами, дуоденитами и эндокринными расстройствами, а у детей стали привычными ожирение, анемия и болезни пищеварения. Ведь для нормальной работы организма и всех его систем необходим широкий комплекс натуральных компонентов пищи, к которым мы генетически адаптированы.

Со вступлением в ВТО, говорят эксперты, ситуация продолжит ухудшаться. Производители в погоне за прибылью будут использовать дешёвое сырьё, а качественные натуральные продукты среднестатистический россиянин просто не сможет себе позволить.

Нам не оставляют выбора

Историческая справка
В XIX веке важнейшим сектором экономики Воронежской губернии было земледелие. У нас возделывались рожь, овёс, просо, яровая и озимая пшеница, гречиха и ячмень. С 20-х годов XIX века стала культивироваться и сахарная свёкла, а накануне крестьянской реформы 1861 г. большое распространение получил посев подсолнечника и, как следствие, маслобойный промысел. Другим важным сектором было животноводство, особенно коневодство и овцеводство. Причём северные регионы как земледельческие имели более высокий процент лошадей и свиней. Южные, располагавшие крупными массивами нераспаханных степей, использовали их под пастбища крупного и мелкого скота. Очень плохо сказалось на животноводстве распашка этих земель - она привела к острой нехватке кормов и частым падежам скота. «Ни одна страна во всей Европе не подвержена так часто чуме рогатого скота, как центральные губернии нашего отечества», - писали «Курские ведомости» в 1849 г. В архивном фонде хозяйственного департамента Министерства внутренних дел сохранилась записка, в которой анонимный автор излагал своё видение проблемы: «Местные начальства, побуждаемые личными выгодами и своекорыстными расчётами, в донесениях своих о состоянии вверенных управлению их частей всемерно стараются представить всё в лучшем виде, нежели есть в самом деле, и нередко скрывают зло до тех пор, пока оно не сделается гласным». Использование железных дорог позволило преодолеть прежнюю замкнутость местных рынков. Усиливался приток товаров из других районов страны. Одновременно из Воронежской губернии стало больше вывозиться хлеба, сала, шерсти, подсолнечного масла, сахара. Но главным объектом вывоза в XIX веке был хлеб. За первое пятилетие после реформы 1861 г. из страны ежегодно экспортировалось 86,2 млн пудов, а за 1891-1895 гг. - 444,2 млн т зерна. Причём в общем объёме хлеба возрастала доля дорогой пшеницы.

Николай Астанин, генеральный директор Калачеевского мясокомбината:

– Пока от ВТО мы не видим ничего хорошего. Привозимое из-за рубежа сырьё, может быть, и нормальное по качеству, но только для тех стран, где оно производится. А для нас отечественный продукт всегда был и будет на порядок выше привозного. 

Беда в том, что никто из государственных чиновников и не помышляет о благе для экономики и народа. Иначе как объяснить тот факт, что крестьяне не могут собрать свой урожай, и он гниёт на полях? А нам в результате скоро будет нечем кормить свиней. Так откуда нам набрать такое количество отечественного сырья для производства?! Нам просто не оставляют выбора!

Продуктов много, а пользы мало

Ольга Шилова, врач–инфекционист:

– Для здорового развития человек должен с детства употреблять полноценную пищу, в достаточном количестве содержащую все необходимые питательные вещества и витамины. Раньше на прилавках магазинов был хоть и скудный выбор продуктов питания, но они отличались хорошим качеством. Сейчас ситуация в корне изменилась: товара много, но здоровее мы от этого не стали – даже наоборот. Плохое питание не только ослабляет иммунитет, но и само по себе может привести к различным заболеваниям.

Состав и качество предлагаемого нам на продуктовом рынке ассортимента в большинстве своём просто ужасает: натуральное сырьё в той же самой колбасе или твороге порой соседствует с красителями и разными вкусовыми добавками. В итоге, вся польза сводится к нулю. К тому же неизвестно, какого качества натуральное сырьё: мы же не можем знать наверняка, в каких условиях коров или свиней, которые пошли на колбасу, выращивали и чем кормили.

Производим больше

Алексей Гордеев, губернатор Воронежской области:

– Рост производства продукции сельского хозяйства в 2012 году составил 104,7% к уровню 2011 года (в России этот показатель – 95,3%). Область впервые заняла пятое место по объемам производства сельхозпродукции среди субъектов РФ, восстановив свой статус крупнейшего аграрного региона России.

При этом локомотивом развития сельского хозяйства стало животноводство – здесь рост составил 108,3%. Созданы условия для развития новой для нашего региона подотрасли животноводства – мясного скотоводства. Задача текущего года – сохранить занятые лидирующие позиции в сельском хозяйстве, особенно по производству молока и приросту поголовья коров.

Сохранение темпов экономического роста даст нам материальную основу для решения накопившихся проблем, возможность повышать уровень жизни. Основной инструмент реализации этой задачи – эффективная система государственного и муниципального управления.

Импорт всех задушит

Николай Дегтярев, председатель исполкома общественного движения «Качество нашей жизни»:

– Давайте научимся обращать внимание на этикетки и читать состав продукта, который мы собираемся купить. В «Ашане» продаются колбаски за 25 рублей, но на этикетке, по крайней мере, написано, что мяса в них нет, и покупатель, по сути, предупреждён.

Сливочное масло к нам везут из Липецкой, Тульской, Рязанской, Курской, Владимирской областей, потому что оно по цене доступнее нашего, хотя и проигрывает по качеству. А вскоре ситуация может стать ещё хуже: наши предприятия просто не выдержат конкуренции с дешёвой импортной продукцией. Поэтому после вступления в ВТО импорт нас вообще «задушит».

Уже сейчас в сомовский Дом семьи и ребёнка «Буревестник» петрушку, укроп и зелёный лук поставляет Тольятти, яйца – Чувашия, молоко и молочную продукцию – Брянск, а морковь, лук и картофель вообще «едут» к детям из Британии. Зачем же тогда нам чернозём?

Не так давно Валерий Рыжих, руководитель госзаказа региона, заявил, что ситуация у нас великолепная – 97% местных поставщиков. Однако он не знает, или не хочет знать, что эти самые поставщики закупают самую низкокачественную продукцию в других регионах. И если задуматься о том, чем мы кормим наших детей, то впору уже объявлять чрезвычайное положение!

Смотрите также: