Молоко, ряженку, сыры, сметану, творог давно по достоинству оценили жители региона. О том, какие новинки готовят производители для тамбовчан и хватит ли продукции на всех желающих, беседуем с генеральным директором предприятия Владимиром Копыловым.
Дефицита не будет
– Владимир Александрович, как вы думаете, ожидает ли нас дефицит товаров из–за запрета на ввоз импортной продукции?
– С полок уходит незначительная часть импортной продукции, которая не создавала основу продовольственной корзины. Не думаю, что население столкнётся с дефицитом продуктов питания. Взять те же сыры. Элитные сорта, привозимые из–за границы, покупали от силы 10% населения. А изыски, дорогие сыры есть и у нас. Но так как в магазинах было много импортных, наши права ущемлялись. Например, мы готовы выложить твёрдый сыр «Покровский», если такая потребность будет в магазинах. Но не стоит забывать, что он должен созревать не менее полугода. А есть сыры, которые и вовсе хранятся год или два. Чтобы выдать объём, придётся подождать.
– А как скажется ситуация с эмбарго на ценах вашей продукции?
– Повышение цен произойдёт волей–неволей. Вопрос в том, что это должно быть объективно, а не спекулятивно. Например, до середины августа мы проводили акцию, когда цена падала на 15%. Теперь снова выровняли цену, и она такая же, какая была в июле. Это нельзя назвать ростом цен. Ещё один момент – сезонное подорожание. Молочная продукция дорожает ежегодно, начиная с августа и по октябрь–ноябрь. Но это никак не связано с запретом импорта. Причина сезонного роста цен – в повышении себестоимости сырья, ГСМ, запчастей, электроэнергии.
Нужно быть на виду
– Вашу продукцию знают и любят. Готов ли завод увеличивать объёмы производства, чтобы ещё больше удовлетворить потребности тамбовчан?
– Да, мы по–прежнему нацелены на то, чтобы львиную долю своей продукции реализовывать на местном рынке. Между тем производственные мощности завода задействованы на 75%. Сейчас мы перерабатываем 60 тонн молока в день. В месяц: около 150 тонн твёрдых сыров, 250 тонн молока, 15 тонн сливочного масла, 120 тонн кисломолочной продукции. В настоящее время пристраиваем второе помещение кисломолочного цеха. Но чтобы существенно увеличить объёмы, не обойтись без инвестиционных кредитов.
Однако есть ещё и другая сторона медали – реализация в торговых сетях. Допустим, молока мы можем выпускать больше на 200%. Для этого нам нужны свои полки в магазинах. Нас часто попросту не могут найти, т. к. ассортимент находится в самых неприметных местах. Сравните: если для крупных производителей из других регионов отводят полки по два метра, то для нас – по двадцать сантиметров. Мы же не имеем таких больших маркетинговых бюджетов, чтобы быть на переднем плане. Давно пора принять закон, который будет давать право предоставлять местным производителям не менее 50% в «молочном пространстве».
– Да, это было бы справедливо. Тем более что далеко не всё привозимое из соседних регионов молоко и молочные продукты натуральные. Думаю, сегодня каждый это понимает, глядя хотя бы на сроки хранения…
– К сожалению, по–прежнему встречается немало людей, которые «клюют» на красивую упаковку, забывая про сроки и качество. А ведь у натуральных, качественных продуктов сроки хранения гораздо меньше. Срок годности натурального молока должен быть не более 14 дней. У нашего молока – 7 дней. О какой натуральности можно говорить, если тамбовчанам доставляют «краткосрочное» молоко за 600 километров из Брянска?
Поэтому важно, чтобы покупатель всегда учитывал эти факторы. Например, на московских рынках пошла тенденция к сокращению потребления продуктов с долгим сроком хранения. Вообще нам пора «пробуждать» в себе некоторое чувство патриотизма в вопросах питания. Например, за границей люди в первую очередь покупают продукты своих регионов. Отрадно, что и среди тамбовчан сегодня немало тех, кто нацеливается на местного производителя.
Только натуральное
– Известно, что ваш завод работает только на натуральном молоке. Но ведь есть и недобросовестные поставщики, выдающие сухое разведённое молоко за натуральное?
– Страшно, что сегодня появляется много фальсификата. Чтобы увеличить объёмы продаж, нередко занижают себестоимость продукции. Поэтому потребитель должен представлять, сколько может стоить натуральный продукт. Например, нужно насторожиться, покупая «натуральный» творог по 90 рублей за килограмм. Хороший творог стоит 150–170 рублей. Так же со сливочным маслом: килограмм его не может оцениваться меньше чем в 300 рублей. Понятное дело, что масло по 100 руб. – это уже спред. Или как может стоить молоко в зимний период 26 рублей за литр? Обо всём этом нужно задумываться покупателям, т. к. в магазинах не всегда предупреждают о фальсификатах. Между тем законом определено, что есть продукты молочные, молокосоставляющие и молокосодержащие. Поэтому, выкладывая товар на витрину, нужно разделять: 1 метр – только на натуральную продукцию, остальное – молокосоставляющие и молокосодержащие. А Роспотребнадзор обязан проверять товар на полках по классификации. Кстати, продукцию местных производителей и проконтролировать легче – мы всегда рядом. И готовы в любой момент учесть всякое пожелание, среагировать на замечание.
Пока же мы видим, что всё лежит вперемешку: натуральное масло рядом со спредами, творог – с творожным продуктом и т. д. Получается, что мы поддерживаем своими натуральными продуктами тех, кто пытается привлечь внимание низкой ценой.
– Как покупателю определить навскидку: соответствует цена «натуральности» продукта или нет?
– Приведу самый простой способ определения качества. Возьмём стандартный сыр «Российский». У нас он стоит чуть более 300 рублей за килограмм. Чтобы понять, насколько объективна эта цена, умножим стоимость литра молока в магазине (30–35 руб.) на 10. Как видим, всё сходится. Но если на чьём–то продукте, выдаваемом за «сыр», вы увидели ценник 200 рублей, стоит задуматься, из чего он состоит...
– Очевидно, что качественную местную продукцию нужно поддерживать. Мы выяснили, что необходимо решать вопросы с крупными торговыми сетями. А какие–то ещё варианты поддержки вы видите?
– Один из вариантов – создание кооперативных фермерских магазинов по реализации натуральных деревенских товаров. И этим нужно активно заниматься руководству муниципалитетов нашего региона.
Вмешательство властей более высокого уровня требуется для решения ещё одной из самых крупных проблем сельхозпроизводителей – банковское кредитование, условия которого только ужесточаются. Эту тему нужно ставить перед Центробанком. Сельхозпроизводителю нужно получать больше денег по упрощённой схеме, тогда будет наискорейшее развитие.
Новинки
– Владимир Александрович, расскажите о новинках в вашем ассортименте.
– В начале сентября на прилавки выходит новый натуральный йогурт двух видов: с фруктовой добавкой и без добавки. Он будет представлен в европейской упаковке по
320 г с красивым дизайном. Но самое главное, что мы удовлетворим запросы тех людей, которые следят за здоровым питанием. Ведь молочный йогурт без сахара сможет заменить майонез. А такого продукта не так много на наших прилавках.
Также порадуем тамбовчан сливочным маслом, расфасованным в новых пачках по 180 граммов. Кстати, кефир с ряженкой удачно поменяли упаковку. Она лучше по качеству, а потому продукт надёжнее хранится, к тому же теперь наш бренд стал более узнаваемым.
Ещё мы приобретаем линию по фасовке масла, по производству сыра «Моцарелла». К Покровской ярмарке планируем разработать новый сыр «Князь Игорь».
Одним словом, над ассортиментом будем работать и дальше, а качество, как всегда, не подкачает.