Проблема добычи никеля в регионе стала притчей во языцех. Она разделила людей на два лагеря и обросла мифами – как у сторонников, так и у противников разработок. Дошло до того, что мирные споры переросли в нешуточные конфликты и уголовные дела.
Положить конец кривотолкам, расставить точки над «i» и разобраться в никелевой ситуации решили представители Донского казачьего войска Союза казаков. На диалог согласилась даже та часть казачества, которая изначально выступала против добычи никеля в Черноземье.
Работать, а не воевать
Представители казачества не раз фигурировали в акциях протеста против добычи никеля, а летом и вовсе пошли на открытый конфликт с рабочими вахтового посёлка. До этого друг с другом сражались экологи, общественники, откровенные смутьяны, местные жители. Досталось даже археологам… в общем, всё сбилось в «кучу мала». И это в то время, когда месторождения никеля ещё даже не подтвердились!
Представителям казачества надо отдать должное: среагировали на беспорядки оперативно и ещё в августе создали комиссию по разрешению никелевого конфликта в Новохопёрском районе. В неё вошли и атаманы, и учёные.
– В состав комиссии включены казаки, научные работники, сторонники и противники разработки никелевых месторождений, независимые эксперты, – заявил Евгений Есин, товарищ атамана Новохопёрского юрта. – Хватит уже воевать, надо работать!
И самое главное – казаки и УГМК – компания, обладающая правом на освоение месторождений – договорились о проведении совместной экологической экспертизы.
Увидели воочию
Согласитесь, объективно оценить плюсы и минусы разработок «вслепую» невозможно. Потому казаки решили познакомиться с другими горнодобывающими предприятиями и выяснить, что представляет собой современный процесс добычи полезных ископаемых.
И вот делегация из 6 человек во главе с Анатолием Афромеевым, атаманом Донского казачьего войска Союза казаков, посетила несколько таких предприятий в разных точках нашей страны.
Сначала отправилась в город Учалы Республики Башкортостан. Здесь действует одно из крупнейших горнодобывающих предприятий – Учалинский ГОК. И на примере этого ГОКа, где добывают медно-цинковую руду, можно представить, каким будет горно-обогатительное производство в Новохопёрском районе, ведь технологически процесс добычи меди практически ничем не отличается от добычи никеля. Делегация даже спускалась в шахту. Валерий Гусев, эксперт–эколог, участник Российского географического общества, кандидат технических наук, отметил высокую степень автоматизации этого процесса.
Однако наибольший интерес у казаков вызвала та часть работ ГОКа, которая непосредственно связана с экологией. Это работы в хвостохранилище обогатительной фабрики и на станциях нейтрализации шахтных и подотвальных вод. От этих подразделений зависит, насколько мирно предприятие может уживаться с окружающей средой. Здесь гости осмотрели оборудование, «допросили» сотрудников ГОКа и даже измерили радиационный фон, зафиксировав уровень 12 микрорентген в час (безопасная норма – до 18-20 мкР/ч. – Ред.).
Конечной точкой поездки стала медная столица Урала – Верхняя Пышма, где казаки познакомились с крупнейшим производителем рафинированной меди, увидели, как плавится и очищается медь, как отливают серебряные и золотые слитки. Гостям понравился порядок, аккуратность и высокий уровень экологической безопасности работ.
– Когда смотришь на такие грандиозные предприятия, завидовать начинаешь, – поделился впечатлениями Алексей Зборовский, руководитель казачьего информационно-аналитического центра. – Поэтому самое главное здесь – социально ориентированное производство, и на воронежских землях может быть так же…
Смотрите также:
- На международный митинг против добычи никеля в Воронеже пришли более 1000 человек →
- Воронежцы становятся опасными соседями для тамбовчан →
- Угрожает ли липчанам экологическая катастрофа? →