Воронеж, 21 апреля – АиФ-Черноземье
Сегодня, 21 апреля, в 14:00 на Советской площади в Воронеже состоялась международная акция против добычи никеля в Черноземье при поддержке ученых, природоохранных организаций и казачества, которую, несмотря на дождь и холодную погоду, поддержали более 1000 человек.
Ведущие природоохранные организации – в частности Гринпис России – также поддержали митинг. Кроме того, с призывами выйти на митинг выступили Артемий Троицкий и Татьяна Лазарева. В своих видеообращениях они напомнили, что в решении вопросов никелевых разработок активное участие должно принимать местное население. Также Советник Российской академии наук, академик Алексей Яблоков обратился с открытым письмом к президенту РФ и губернатору области.
Напомним, что активисты «Движения в защиту Хопра» сообщают о том, что компания УГМК начала поисковое бурение на местах планируемой добычи, несмотря на активные протесты местных жителей, научного сообщества, природоохранных организаций и экоактивистов. Цель международной акции против добычи никеля – борьба за Черноземный регион. Важно это не только для России, но и для всего мира.
Прохин Александр, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник института биологии внутренних вод Российской академии наук, рассказал «АиФ-Черноземье» о ситуации с никелем на сегодняшний день.
АиФ: – Как Вы считаете, можно ли считать сегодняшную акцию успешной?
А.П.: – Я думаю, митинг сегодня состоялся, но, конечно, хотелось бы еще больше человек. Скажем так, есть куда еще расти. Продвижения есть. Если раньше понимание ситуации было только у жителей Новохоперска, которые непосредственно находятся в близости к разработкам, то сейчас и в Воронеже, и в Москве, и в целом по стране эта проблема стала достаточно известна, привлекла внимание. Все больше людей понимают, что это большая проблема в целом средней полосы Европейской части России, а также прецедент того, как мало мы понимаем риски и угрозы, которые стоят перед нами, насколько мы мало способны проявлять свою гражданскую позицию, высказываться даже при понимании того, что происходит.
АиФ: – На Ваш взгляд, почему не все из тех воронежцев, которые выступают против никеля, приходят на митинги?
А.П.: – Я сам не любитель митингов, но, к сожалению, эта форма остается единственной на сегодня, которая позволяет быть услышанным. На активную политизированную деятельность у населения сформировалась уже некая аллергия – когда происходят массовые явления, мы не доверяем тому, думая, что это не происходит от чистого сердца. Мы привыкли видеть за этим нечестные политические игры. Я думаю, что это основная причина.
АиФ: – Каковы прогнозы можно сделать на сегодняшний день, касаемо добычи никеля?
А.П.: – Ситуация страшно и активно развивается уже сегодня, поскольку эта «доразведка» происходит уже сейчас, бурения уже ведутся. И, безусловно, происходит смешение различных грунтовых вод, изменение их уровня, что совершенно не контролируется никаким образом. В 1960-х годах, при бурении первых скважин, на разном удалении от них фиксировались сейсмические нарушения, нарушения в составе грунтовых вод. Сейчас мониторинга никакого не проводится, поэтому о масштабах разрушений мы не знаем. Видя позицию УГМК и «Воронежгеологии» по этому вопросу, никаких гарантий того, что все будет контролируемо, нет.