«Черные ящики». Как работают бортовые самописцы

В случае авиакатастрофы, причина которой сразу не очевидна, следователи сразу обращаются к бортовым самописцам – так называемым «черным ящикам». АиФ разбирается, как работает устройство и чем оно может помочь.  

   
   

Что внутри?

Хоть бортовые самописцы и известны широкой общественности под именем «черные ящики», на самом деле выглядят они чаще всего как большие оранжевые или красные шары для боулинга. Шарообразная форма меньше подвержена повреждениям в случае аварии.  А чем ярче цвет самописца, тем проще спасателям найти его в обломках самолета.

Начинка его в разных самолетах может быть разная. Более старые модели имеют механизм, схожий со старыми пленочными диктофонами.  Ведь главная задача бортописца – записать переговоры пилотов, которые по той или иной причине не дошли до авиадиспетчеров. Вместо магнитной пленки может использоваться даже проволока – ведь она намного прочнее. В самых новых «черных ящиках» используются флеш-накопители.

Бортовой самописец Фото: wikipedia.org/ Russianname

Механизм записи должен быть очень надежно защищен, чтобы информация не повредилась в случае авиатрагедии или любой внештатной ситуации. Корпус капсулы герметичен, теплоизолирован. Он должен выдерживать падение с максимальной высоты, не повреждаться огнем и водой, а также выдерживать перегрузки и глубину до шести километров.

Конечно, «черных ящиков» на борту должно быть несколько. Самая безопасная часть самолета – хвостовая, поэтому в первую очередь спасатели отправятся искать бортописцы туда.

Как ведется запись?

Задача речевых самописцев – фиксировать и речь экипажа, и диспетчеров, и окружающие звуки. Все это затем может указать на ошибки тех, кто отвечает за полет.  

   
   

А вот параметрические бортописцы сохраняют в своей памяти техническую информацию во время полета: скорость, курс, обороты двигателя, координаты, высоту и так далее. Если какой-либо из параметров резко меняется, аппарат реагирует и начинает записывать данные с более высокой частотой.

Есть самописцы, которые совмещают в себе обе функции.

Принцип записи схож с работой автомобильного видеорегистратора. Запись идет по кругу с циклом от 16 до 27 часов. То есть новая информация накладывается на старую.

Как расшифровать?

В большинстве случаев получение информации с «черного ящика» - это несложный процесс. Данные никак не зашифрованы. Специалисты прослушают аудиозапись, затем просмотрят записанные технические данные и сделают выводы.

Усложняют ситуацию повреждения механизмов, которые, несмотря на всю внешнюю защиту бортописцев, случаются довольно часто. Тогда техникам предстоит восстановить микросхемы, склеить пленку, подпаять контакты. И только затем те данные, которые сохранились, поступают на расшифровку. В таких случаях процесс может растянуться на дни.

Цель анализа данных «черного ящика» очевидна – узнать причины катастрофы. Но даже если картина  понятна, расшифровка поможет избежать ошибок в будущем.

 

Смотрите также: