Кто кого? Какие опорные вузы могут появиться в Черноземье

А. Витвицкий / АиФ

Заявки на конкурс по созданию опорных вузов уже рассмотрены. Двенадцать российских университетов, пожелавших стать учебными заведениями «нового поколения» и тем самым получить пятилетнее финансирование от государства, теперь ожидают решения жюри. Итоги – не за горами. О том, как может измениться система высшего образования и что сулит новая реформа в материале корреспондента «АиФ-Черноземье».

   
   

О новой образовательной стезе

О реформе высшего образования стали говорить осенью прошлого года: тогда Минобрнауки в лице главы Дмитрия Ливанова представило программу по созданию опорных университетов на территории страны. Реформа предполагает слияние двух и более высших учебных заведений в одно. Для тех, кто осмелится поучаствовать и победит, приятный бонус от государства – пятилетнее финансирование. Перспективы обрисовали красочно: Ливанов заявил, что создание опорных вузов в стране будет способствовать концентрации интеллектуального потенциала, а в рамках конкурса Министерство поддержит 50 университетов. Таким образом, регионы, в которых появятся новые образовательные учреждения-вышки, станут экономически и социально привлекательны.

Ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий на совете ректоров пояснил, что на территории Воронежской области планируют создать три образовательных кластера – технический, классический и агропромышленный. Непрофильные направления в вузах, которые не войдут в опорные, по всей видимости, придётся закрыть. Однако, уверяют ректоры, все студенты сохранят свои места и форму обучения.

Бумажная битва

Приём заявок на создание опорного университета в регионах России завершён. Министерство образования и науки РФ одобрило заявку от Воронежского государственного технического (ВГТУ) и Воронежского государственного архитектурно-строительного (ВГАСУ) университетов.

«Нашу заявку признали соответствующей требованиям конкурса», – прокомментировала советник при ректорате ВГТУ Наталья Фалеева. И отметила, что процесс оформления заявки был не самым простым, поэтому вузы могли оказаться не у дел только из-за неверно оформленного документа.

   
   

Напомним, что всего в Министерство поступило 15 заявлений, однако приняли лишь 12 – заявки от двух дагестанских и одного оренбургского вузов отклонили. В отборе приняли участие и другие высшие учебные заведения Черноземья – Орловский госуниверситет имени Тургенева и Приокский государственный университет. И здесь не обошлось без студенческих волнений. Но ректоры всех вузов гарантируют учащимся продолжение и завершение обучения.

Борьба ожидается серьёзная, так как большинство претендентов – именно технические вузы, сообщается на сайте Минобрнауки.

Подводные камни

Пятилетнее финансирование – хорошо, но как выстроится дальнейшая работа вузов, чью работу перестроит образовательная реформа, пока не понятно. Преподавательский состав и вовсе готовится к массовым увольнениям, так как объединение грозит и реорганизацией кафедр.

Профессор ВГУ Виктор Хорольский уверен, что опорный вуз - это своеобразный способ оптимизации и усиления эффективности вузовской работы. Но объединение повлечёт за собой массу изменений – слияние кафедр и, как следствие, сокращение кадров.

«Непродуманные реформы, внедрённые в систему школьного образования, породили ряд неисправимых ошибок – начало дебилизации молодёжи уже налицо. Что нам дадут опорные вузы, пока не понятно. И мне, как исполнителю, кажется, что это будут потёмкинские деревни и лишь сплошная борьба за финансирование. Но нам говорят «делайте», и мы делаем. А потом оказываемся заложниками ситуации. То, что никто с нами не советовался, хорошо отражает водораздел между верхами и низами в системе высшего образования», – говорит Виктор Хорольский. 

К тому же, волнуются и сами студенты, которые уже получают образование. «Что будет, если победит наш вуз?» Или наоборот, не победит.

«То аккредитацию вузам не давали один за другим, теперь это…», – заявила студентка ВГТУ Юлия.

«Мы не поймём, что такое опорные вузы, пока не испробуем на себе. Нужен первый опыт. Ведь что такое бакалавриат и как получать образование при новом учебном процессе, тоже сначала никто не понимал. У нас есть наглядный пример – опыт «\политеха» и строительного. Вот и будем судить по нему, а пока рано ругать или не ругать эту реформу», – сказал студент Роман Костин.

Что ж, рациональное зерно в этом есть. Итоги конкурса подведут 1 февраля. О том, удастся ли вузам Черноземья одержать победу в нелёгкой схватке, читайте на нашем сайте совсем скоро. 

Смотрите также: