Пока коммерческие и государственные предприятия, не мудрствуя лукаво, сокращают издержки, т. е. своих сотрудников, чиновники всех уровней и мастей эхом вторят словам президента о поддержке малого бизнеса. На пафосные метафоры не скупятся: тут и «локомотив экономики», и «точки роста», и «творческий потенциал населения»…
Ставки сделаны
По замыслу руководителей, сразу несколько новшеств должны облегчить судьбу малых бизнесменов. Так, в нашей области снизили ставку с 6% до 4% для работающих по упрощённой системе налогообложения организаций и ИП, которые производят нерафинированные животные масла, жиры, молоко, молочные продукты, кондитерские изделия, хлеб, ремонтируют компьютеры и т. д.
Отдельные условия созданы для обрабатывающих производств. Если предприниматели работают по упрощённой системе налогообложения и платят налоги из доходов, уменьшенных на величину расходов, то могут рассчитывать на ставку в 5%.
Впервые зарегистрированные предприниматели, которые используют патентную систему налогообложения и заняты в сфере бытовых услуг, и вовсе отправляются на налоговые каникулы на целых два года. Для ИП, работающих в сёлах, будет действовать самый выгодный коэффициент, снижающий стоимость патента.
Кроме того, контролирующие органы три года не смогут по собственной инициативе проверять малые предприятия.
Цветы и мороженое
Однако многим воронежским предпринимателям не до мер поддержки – они борются за сохранение своих торговых мест. Несколько лет назад мэрия по примеру других городов решила вернуть городу приличный вид и избавиться от киосков, обосновавшихся на улицах в 90–е и 2000–е гг. Была принята схема размещения нестационарных торговых объектов – все ларьки, которые в неё не вписываются, подлежат сносу.
– У нас хотят сделать красивый европейский город, но давайте начнём не с внешнего вида, а с внутреннего содержания, – предлагает Татьяна Гончарова, председатель правления Объединения предпринимателей. – Например, как в Сингапуре: если чиновники не создают условия для развития бизнеса, они теряют зарплату и лишаются кресел. А мы платим чиновнику зарплату, которая выше дохода предпринимателя. Но с этого дохода нужно пополнить оборотные средства, сделать ремонт и т. д. И пенсию предприниматель, который грыжей заработал свой киоск, будет получать не такую, как у чиновника, а минимальную. Государство не относится к предпринимателям как к полноценным членам общества и не несёт перед ними никаких социальных обязательств.
При этом мэрия указывает не только место расположения киоска, но и товары, которыми там можно торговать, – как будто чиновники лучше предпринимателей знают, что именно пользуется спросом. После двух нарушений договор разрывается. А в центре города – на 70 центральных улицах и площадях – сейчас можно торговать только прессой, мороженым и цветами.
Грудью на бульдозер
Последние несколько месяцев были отмечены настоящими сражениями за ларьки: их сносили на ул. Плехановской и ул. Ломоносова. На ул. Димитрова был «приговорён» целый мини–рынок: торговцы колонной выстраивались перед бульдозером и бросались в драку с представителями мэрии. Часть киосков убрали, судьба остальных теперь решается цивилизованно – в суде.
– Предприниматель не вправе думать о покупателе, о выгоде, о спросе, а должен выполнять указания чиновников. Как в сказочном Солнечном городе, где жители только читают газеты, кушают мороженое и дарят друг другу цветы, – горько шутит Татьяна Гончарова. – Но реальность имеет мало общего с фантастическим городом, налицо коррупционная составляющая – меры воздействия принимаются выборочно, администрация разрывает договоры с теми, кто ей не угоден.
Кстати, проверки не только не прекратились, но и, по словам предпринимателей, стали чаще. Ведь если и в самом деле поддержать малый бизнес и упустить руководящую роль, он, того и гляди, перестанет «поддерживать» чиновников.
Рассчитываю на себя
Любовь Микова, предприниматель, многодетная мать:
– Раньше я работала в искусстве, потом ушла на пенсию, но в нашем государстве она не позволяет кормить и растить детей. Занимаюсь бизнесом с 2000 г., у меня временное сооружение – павильон. Лично я помощи от государства не чувствую. Например, два года назад меня заставили провести реконструкцию. Я взяла кредит и всё сделала, как требовали, но акт приёма в эксплуатацию не подписан до сих пор. Через три месяца нужно продлевать договор, а документы не готовы. Почему нет ответственности для чиновников, которые так тянут с бумагами?
Если раньше мы платили земельный налог до 25 числа третьего месяца квартала, то теперь – до 25 числа первого месяца, ещё не успев заработать деньги. Это большая нагрузка. Каждый год растут коммунальные платежи. В любой момент может прийти проверка по жалобе.
Я не чувствую заботу государства и о подрастающем поколении. Работаю с утра до ночи без выходных, чтобы как–то обеспечить своих детей. Ведь у нас в стране всё платно – от детсада до института. Приходится рассчитывать только на себя. Спорт тоже платный, а ведь детей нужно ещё и чем–то занять – иначе спайсы и пьянство.
«Мы будто не люди»
Галина Сошникова, бывший предприниматель:
- С 1998 г. у меня был капитальный павильон - кафе-бистро у Юго-Западного рынка. Там были и канализация, и телефон, и видеокамеры. В апреле этого года мне позвонили: работаете незаконно, в субботу вас будут демонтировать. Я собиралась хоть что-то распродать. Потом звонят: будем демонтировать в среду, завтра. Пришли и начали всё бомбить. Меня увезли в больницу по «скорой». Пришла моя дочь, чтобы хоть что-то спасти.
У меня одна продавец была на 13 неделе беременности. Она потом нигде не могла устроиться на работу, чтобы получать декретные. Я считаю, что это неправильно. Я платила все налоги, отчисления в пенсионный фонд, и мне не надо было никаких льгот. Только дайте спокойно работать! Но мне в управлении главного архитектора заявили: «А вы сделайте вместо 63 метров 20». Это сколько ж нужно денег вложить?
Мы будто и не люди. Те, кто работает честно, не нужны.
Я ночами сидела - выводила все накладные и т. д. Мне даже грамоту дали, все уважали. Я никогда не думала, что со мною так поступят. Я подала иск, чтобы меня всё-таки внесли в схему на прежнее место. Но уже не верю, что удастся вернуться.
Мёртвому припарка
Исаак Загайтов, доктор экономических наук:
- Позитивный эффект мер поддержки - мёртвому припарка. Допустим, мы вообще освободим от налогов малый бизнес. Но чтобы его расходы стали приемлемыми, нужно, чтобы олигархи прекратили его «кошмарить» своими ценами. И второе. Правительство просит всех: «Затягивайте пояса!». Так если потребители будут «затягивать пояса», какие доходы получит малый бизнес? Где логика?
Проблема малого бизнеса не в проверках. Если его не проверять, качество продукции и обслуживание будут только ухудшаться. Нужно на чашу весов малого бизнеса переложить часть монопольных доходов нашей олигархии. И ничего другого не надо. Однако никто не собирается наступать на олигархат. Где закон о дифференцированной ставке налога и другие подобные законы?
Я всей душой сочувствую малому бизнесу, тем более что правительство держит курс на рост безработицы. А малый бизнес - важный инструмент, с помощью которого можно сократить часть безработных. Оставшиеся не у дел - кандидаты в преступность. Это значит, придётся увеличивать затраты на полицию и тюрьмы.
Смотрите также:
- Насколько увеличение страховых взносов в Пенсионный фонд ударит по малому бизнесу? →
- Большие вопросы малого бизнеса →
- Закат микробизнеса? →