Орёл, 26 марта – АиФ-Черноземье
На Орловщине за тот же период закрылись около 2 000 ИП. Аналитики это связывают в первую очередь с повышением страховых взносов для представителей бизнеса: с 14 386 до 32 479 рублей в год. Однако единственной причиной данное сокращение назвать нельзя, скорее, оно лишь дополняет общую проблему – пренебрежение интересами предпринимателей со стороны государства.
Бизнес взаймы
– У всех мелких предпринимателей в Орле ситуация одна и та же: арендная плата растёт, страховые взносы растут, цены растут, – сетует Олег Корниенко, индивидуальный предприниматель. – Зато власти твердят «Дорогу мелкому бизнесу!». Только вот непонятно, о каком таком мелком бизнесе идёт речь? Мне лично никто ничем не помогает. Всё делаю своими силами и прошу одного – не вмешивайтесь.
Олег вместе со своей супругой Ольгой решили заняться бизнесом ещё в 1997 году, потому что хотелось просто нормально жить, а не выживать, как большинство людей в то время. Кое-как нашли деньги. Прошли все этапы развития, наработали клиентскую базу, более 10 лет проработали на одном месте. А вот в прошлом году семейную пару подвинули из-за начавшейся стройки. Благо, что администрация рынка предложила альтернативу: поставить павильон за свой счёт, и меньше платить аренду первые несколько месяцев. Чета предпринимателей снова влезла в долги.
В целом же за аренду помещения и двух складов, свет, а также с учётом налогов и пенсионки они выкладывали из карманов под 100 тыс. рублей. Как говорит Олег, повышение страховых взносов в ПФР, конечно, ещё сильнее усугубит их положение, теперь в год за двоих они с женой только пенсионки должны будут платить около 70 тыс. рублей, однако главный удар придётся по тем, у кого бизнес ещё мельче.
– Это увеличение разом убивает микробизнес. С уверенностью можно сказать, что многие владельцы мелких точек свидетельства сдадут. Никто не будет платить такие деньги. Соответственно, люди потеряют места на рынке, потому что их дают только по свидетельствам, – считает предприниматель. – О том, чтобы начать своё дело с нуля вообще речи быть не может. Среди наших знакомых уже двое закрыли свои ИП.
Держатся от безысходности
По словам Олега, если бы в городе существовало производство, он бы пошёл работать в эту отрасль. Но её просто нет. Поэтому свой бизнес никак нельзя терять, ведь он отец двоих детей, а их нужно кормить и ставить на ноги. Кстати о детях, когда в семье Корниенко появился второй ребёнок, то чтобы получить оплачиваемый декретный отпуск, Ольга должна была устроиться на работу официально – ведь льготы ИП не предусмотрены. Детские они тоже не получают. В случае болезни предпринимателю идти в поликлинику за больничным также не имеет смысла. Лечиться дома он сможет лишь в том случае, если приостановит торговлю, ведь он сам себе директор, бухгалтер и продавец. Содержать работников нет возможности: тут бы долги погасить. Между тем арендную плату ИП должен вносить вне зависимости от того, работает точка или нет. Таким образом, к своему месту мелкий бизнесмен становится привязанным буквально цепью. Заболел? Сиди с температурой, обложись грелками, пей лекарства, но работай. Нет – теряй прибыль, уходи в убытки и закрывайся.
– Мы с мужем торгуем игрушками с 90-х годов. С увеличением страховых взносов его ИП мы приостановили, чтобы не платить хотя бы налог, – сетует ещё одна предпринимательница Татьяна Новикова. – Кое-как сводим концы с концами. Однажды я пробовала посчитать свою зарплату. На двоих с мужем вышло 20 тыс рублей. Последние два месяца работаем в минус. Убыток составляет 30-40 тыс. рублей. Не знаю, сумеем ли сохранить точку до пенсии, мне три года осталось, а мужу пять лет.
По словам Татьяны, если бы у неё была альтернатива, за 10-15 тыс. она не задумываясь пошла бы работать уборщицей: «Зато знала бы, что у меня есть больничный, отпуск и выходные». Молодёжи, которая у неё интересуется, стоит ли открывать ИП, она заявляет - ни в коем случае, мол, «мы, кто начинал своё дело ещё 20 лет назад, и то загибаемся».
…Сейчас неподалёку от рынка строится торгово-развлекательный центр на 200 торговых мест. Арендная плата там составит две тысячи рублей за кв. метр. Мелкие торговцы туда не пойдут, невыгодно. Кто же остаётся?
Предприниматели опасаются, что крупные сетевые магазины будут открывать там свои точки. А это означает удар по клиентуре мелкого бизнеса. Кроме того, самих покупателей, которые привыкли приобретать товары по более низким ценам, ничего хорошего не ждёт, ведь сетевикам придётся отбивать многотысячную аренду, следовательно, цены будут взвинчиваться. За примером далеко ходить не надо, достаточно сравнить стоимость продуктов на рынке и в супермаркете. Как иронично замечают сами торговцы относительно происходящего, «не ту страну назвали Гондурасом».
Валентина Тишина, управление экономики, потребительского рынка и трудовых отношений города Орла:
– Поддержка бизнесменов на муниципальном уровне осуществляется в рамках программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Орле на 2012-2015 годы». Одним из основных направлений деятельности мэрии по развитию предпринимательства является недопущение роста налоговой нагрузки на малый бизнес. Так, размер единого налога на вменённый доход сохранен в 2013 году на уровне минувшего года, а для ряда хозяйствующих субъектов утверждён понижающий коэффициент. За прошлый год 11 субъектам малого и среднего бизнеса возместили части затрат на предоставление консультационных (консалтинговых) услуг. Ещё 8 субъектов получили финансовую помощь от города на возмещение затрат на участие в выставках, ярмарках, деловых миссиях на общую сумму 392,35 тыс. рублей. За весь период реализации мероприятий целевой программы в Орле удалось сохранить положительную динамику в данной сфере.
Никакой поддержки нет
Аркадий Николаев, председатель правления НП «Ассоциация предпринимателей малого и среднего бизнеса Орла»:
–Увеличение страховых взносов в Пенсионный фонд России - это очередное не проанализированное решение со стороны властей. Это не подножка, а бросок через бедро, последствия которого мы уже наблюдаем: стихийное закрытие ИП и, как правило, недобор взносов в ПФР.
Наряду с повышением страховых взносов малый бизнес также постоянно испытывает вмешательство в его деятельность городских властей. Например, у нас в Орле это выражается в неадекватном повышении аренды муниципальных площадей, обусловленное лишь тем, что так пожелал сити-менеджер города и его команда, которые впоследствии преследуют цель выжить арендатора и присвоить площади по бросовым ценам. При всём при этом областные власти молчат и не вмешиваются, что вызывает возмущение и недоумение жителей города.
Исходя из этого, говорить о какой либо поддержке не приходится. У нас чиновники продолжают даже фильтровать репортажи по проблемам предпринимательства, выходящие на местном телевидении.
А вообще, пока чиновник не будет нести ответственность за своё бездействие или действие, повлёкшее ущерб в отношении предпринимателя согласно административному или трудовому законодательства, так и будет постоянно на слуху тема «защиты малого бизнеса».