Охрана труда. Становится ли на производстве безопаснее

Часто знания работниками правил охраны труда оставляют желать лучшего. © / pixabay.com

Каждый третий — упал

Цифры ужасают: по данным Международной организации труда, в результате несчастных случаев на производстве и из-за профзаболеваний в мире умирают 5 тыс. человек в день и 2-2,3 млн человек — в год. Положение с охраной труда в нашей стране тоже не радует: по сведениям Росстата, каждый третий работник трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, 42% заняты вредным и тяжёлым трудом, а 78% рабочих мест опасны или неблагоприятны для здоровья.

   
   

Проверки инспекции труда в Воронежской области показали, что больше всего нарушений регистрируется в обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве, строительстве. При этом, скажем в 2016 году, каждый третий пострадавший упал с высоты, а каждый четвёртый — пострадал от вращающихся и движущихся предметов.

Так, 13 июня 2015 года бетонщик одной из крупных строительных компаний упал в вентиляционный проём и получил тяжёлые травмы грудной клетки и внутренних органов. Организация скрыла несчастный случай, и расследование было проведено почти через год — в апреле 2016 года.

21 мая 2016 года в компании, которая занимается оптовой торговлей, погиб монтажник. Госорганы работодатель известил лишь в середине июня, а не в течение суток, как положено по закону.

Ещё один типичный эпизод: сварщик инжиниринговой компании правил молотком металлическую полосу, и осколок отлетел прямо в глаз. Выяснилось, что работник был без защитных очков. Проверка показала, что сотрудники фирмы без обучения допускались к опасным работам. Не проводились и медосмотры. Словом, предприятие основательно сэкономило на охране труда. В результате четыре должностных лица вместе заплатили штрафы на 45 тыс. руб., а юрлицо выложило 400 тыс. рублей.

Поскользнулся. Чья вина?

При этом воронежцы очень редко жалуются на то, что работают в опасных условиях. Так, из более 8 тыс. заявлений, поступивших в инспекцию в 2016 году, с охраной труда были связаны всего 305.

Даже если организация не скрыла происшествие, сотрудник далеко не всегда может рассчитывать на объективное расследование. Например, 30 января 2017 года поскользнулся и получил травму торговый представитель фрахтовой компании. По правилам, речь должна идти о ненадлежащем уходе за тротуаром. Но комиссия назвала причиной неосторожность и свалила всю вину на пострадавшего. Видимо, по логике работодателя, сотрудник должен был ползком передвигаться по не посыпанной песком дороге.

   
   

И всё же, по статистике, ситуация становится лучше. Так, количество несчастных случаев с тяжёлыми травмами сократилось со 150 в 2012 году до 91 в 2016 году, а число погибших на производстве — с 60 до 24 человек.

Нарушения — повсюду

Заместитель главного госинспектора труда региона Сергей Фомин:

— Проверки показывают, что законодательство по охране труда нарушается повсеместно. Разница лишь в том, что где-то нарушения привели к травмированию, где-то — ещё нет.

Объективная реальность такова, что обучение по охране труда, как правило, проходит среднее звено административно-технического персонала. Аттестация первых лиц предприятий сводится к покупке удостоверений. В связи с этим их знания оставляют желать лучшего, что подтверждает практика травматизма. Существующие финансовые трудности не могут служить оправданием для руководителей, которые не желают обеспечить безопасность труда в своих коллективах.

Без обучения никак

Главный инженер КБХА Сергей Коденцев:

— В состав Конструкторского бюро хим­автоматики входят объекты повышенной опасности, например, стенды для огневых испытаний ракетных двигателей, где охрана труда имеет особое значение. Такие объекты обслуживает квалифицированный персонал, аттестованный на право работ с этим оборудованием и не имеющий медицинских противопоказаний.

На предприятии создана система, которая определяет цели и задачи в области промышленной безопасности и охраны труда, меры по снижению риска аварий и травматизма. В 2017 году, по коллективному договору, администрация предприятия планирует направить на охрану труда более 18 млн рублей. Будут закуплены средства индивидуальной защиты, проведена специальная оценка условий труда работников. Работников горячих цехов обеспечат газированной водой, руководители, специалисты и рабочие пройдут обучение требованиям охраны труда.

Руководители и специалисты обучаются раз в три года, рабочие — раз в год. В программе — вопросы организации безопасного производства, пожарной и электробезопасности, характеристики условий труда, социальной защиты пострадавших на производстве, оказание первой доврачебной помощи и т. п. После обучения проводится проверка знаний. Кроме того, раз в квартал все сотрудники, связанные с производством, проходят инструктаж по охране труда на рабочем месте.

У нас 870 сотрудников работают во вредных условиях. Все они получают предусмотренные законодательством льготы и компенсации: дополнительную оплату труда, дополнительный отпуск, сокращённый рабочий день, бесплатное лечебно-профилактическое питание — в том числе молоко. За счёт бюджета для таких работников организовано санаторно-курортное лечение. В 2016 году бесплатные путёвки в санатории были предоставлены 180 сотрудникам.

Перед Всемирным днём охраны труда на предприятии прошёл конкурс «уголков охраны труда», были выпущены два бюллетеня «Техника БЕЗопасности».

От статистики не легче

Главный технический инспектор по охране труда облсовпрофа Дмитрий Калашников:

— Из всех общественных организаций только профсоюзы наделены правом контролировать охрану труда. Технический инспектор профсоюза даёт представления работодателю — тот их рассматривает и отчитывается о принятых мерах. Уполномоченные лица профсоюзов выдвигают предложения руководству.

Кроме того, проф­союзы согласуют все локальные акты по охране труда, участвуют в расследованиях несчастных случаев. Наша основная задача — объективно установить причины и разработать мероприятия, чтобы аналогичных происшествий не было. Часто у работодателя есть соблазн безосновательно возложить вину за несчастный случай на самого работника, а это сказывается на выплатах и т.д.

Ещё одна задача — добиться гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда. Здесь возникает немало проблем. Люди часто теряют и доплаты, и право на дополнительный отпуск. Это связано со спецоценкой условий труда. Её методика сегодня такова, что многие факторы либо вообще не оцениваются, либо оцениваются с существенными ограничениями. А ведь от этого зависят и условия назначения досрочных пенсий.

Бюджетные организации вынуждены проводить эту работу на конкурсной основе. Приезжают один-два представителя не со всеми необходимыми приборами и за день просматривают сотню рабочих мест. Наверное, о качественной оценке в этом случае можно говорить с натяжкой.

У нас трудовое законодательство противоречит санитарному, которое запрещает работать во вредных условиях, а трудовое — разрешает при условии доплат и компенсаций.

— По статистике, несчастных случаев становится меньше. Стало больше порядка?

— Статистика — вещь упрямая. Но ведь случаи мы оцениваем не только по количеству, но и по тяжести. А она растёт. Это говорит о том, что работодатель скрывает лёгкие случаи. Работнику говорят: получил травму — побудь дома два-три дня, давай не будем оформлять…  А потом выясняются последствия. Мы не должны забывать и о том, что количество занятых в реальном секторе экономики тоже снижается. Так что проблем меньше не становится.

— Считается, что на охрану труда жалуются редко…

— Конечно, работника в первую очередь волнует зарплата. Он иногда верит, что выиграет миллион рублей в лотерею, но о том, что с ним может произойти несчастный случай, не задумывается. Вспоминает лишь, когда получает инвалидность. Или вспоминает его семья — когда погибает кормилец. Вспоминает и руководитель: как же так — работник пришёл живой и здоровый, а домой не вернулся… Работник в первую очередь переживает, как кормить семью. Но он должен думать и о том, кто будет её кормить, если он погибнет или покалечится на производстве.

То же касается и медосмотров. Сотрудник говорит медикам, что никаких жалоб нет. Он понимает, что могут быть противопоказания к работе. В 2016 году у нас в два раза сократилось число профзаболеваний по сравнению с 2015 годом. Что, условия труда улучшились? Возможно. Но, скорее всего, причина в том, что не выявляются первые признаки профзаболеваний.

Ведь какую картину мы видим в странах Запада? Вроде бы у них современные производства и т.п. Но профзаболеваемость выше, чем в России. Наверное, причина в том, что у нас люди недостаточно обследованы.

НВ АЭС регулярно побеждает в отраслевых, региональных и всероссийских конкурсах в сфере охраны труда. Фото: Коллаж АиФ

Мелочей не бывает

В последние годы позитивные изменения  произо­шли и на одном из ключевых предприятий региона — Нововоронежской АЭС. Директор предприятия Владимир Поваров уделяет теме охраны труда пристальное внимание.

О том, что было сделано в этом направлении в прошлом году, рассказала начальник отдела охраны труда НВ АЭС Лилия Кутергина:

— Первый шаг к обеспечению безопасности — это лидерство. И у нас есть очень сильный лидер — наш директор, который демонстрирует приверженность соблюдению правил, принципиальный подход к безопасности.

Наши задачи — обеспечить безопасные условия труда и исключить риски, выработать атмосферу недопустимости нарушений и коллективную ответственность. Принципы таковы: мы — команда, мелочей на производстве не бывает, безопасность начинается с себя. Мы развиваем чувство хозяина, обеспечиваем безопасность для всего персонала АЭС.

Первый шаг мы сделали, когда разработали простые и понятные чек-листы. Это перечень критериев того или иного вида деятельности, своего рода «подсказка» для проверяющих. Для нас важно, чтобы сотрудники на рабочих местах научились находить отклонения и не проходили мимо них. Есть чек-листы по разным тематикам: по рабочему месту, электробезопасности, документации. Например: работает ли кондиционер, есть ли протечки, лужи на входе и т. п.

С помощью чек-листов мы стали учить персонал непосредственно на рабочих местах. Конечно, с первого раза это не получилось. Специалисты по охране труда провели повторные проверки и выяснили, чего не заметил работник. И, наконец, была третья контрольная проверка с членом центральной комиссии по дню охраны труда. Как правило, это был представитель руководства АЭС. Обходы рабочих мест представителями руководства — важный стимулирующий фактор.

Безопасность на высоте

Задачами прошлого года для нас было повышение эффективности самопроверок и исключение ненужной бумажной работы. Нужно было сократить непроизводительные виды работ и оставить только то, что приносит результат. С этой целью мы реализовали семь ПСР-проектов. ПСР — производственная система «Росатома», направленная на снижение потерь и повышение эффективности. Это процессы, которые постоянно повторяются и совершенствуются и направлены на повышение безопасности и сокращение сроков.

Так, нам удалось реализовать ПСР-проект для обеспечения безопасности работ на высоте. Это самый травмоопасный вид деятельности на строительном производстве. Мы вовлекли не только наших сотрудников, но и персонал генподрядчика и подрядных организаций, работающих на строительной площадке.

Только консолидация, когда усилия каждого — часть работы команды, позволяет достичь результата.

Немаловажно, что экономический эффект ПСР-проектов составил около 32 млн рублей. ПСР-проект в безопасности — это в первую очередь отсутствие травматизма. И, взглянув глубже, мы поняли, что безопасность экономически выгодна, потому что это имидж предприятия, отсутствие прямых штрафов и экономических потерь, связанных с простоем из-за ликвидации нарушений.

Есть обратная связь

Вовлечённость коллектива в работу по охране труда на НВ АЭС находится на достойном уровне. Дни охраны труда — это знаковое событие на станции. Радует, что есть обратная связь. Персонал знает, что такое «день охраны труда», и готовится к нему. Можно сказать, это именно то, к чему мы стремились.

В 2016 г. на НВ АЭС и в организациях-подрядчиках не было ни одного несчастного случая. Станция заняла второе место во Всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности» в номинации «За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях производственной сферы» и первое место в городском конкурсе в номинации «Лучшая служба охраны труда».

Cправка
Лилия Кутергина 27 апреля стала победителем конкурса «Человек года Росатома-2016» в номинации «Безопасность атомной энергетики и промышленности».
Могу отметить, что коллектив отдела по охране труда настолько активен, что за прошлый год 11 работников из 20 были награждены благодарностями и грамотами генерального директора концерна, мэра Нововоронежа, органов государственного надзора и контроля, их портреты появились на досках почёта.

Смотрите также: