Развитие культуры потребления сегодня становится главным инструментом конкурентной борьбы среди производителей пива. Создаются оригинальные сорта, которые борются и за широкую публику, и за самых взыскательных ценителей. Что могут предложить воронежские пивовары и продавцы этого напитка? Тему обсуждали участники круглого стола «АиФ-Черноземье».
Голосуем рублём
Статистика говорит, что потребление алкоголя, и в том числе пива, снижается. Чувствуется ли в этой связи обострение конкурентной борьбы? Как выжить на рынке?
-Сегодня потребитель более требователен, он желает покупать не просто вкусный и качественный напиток – но более индивидуальный, ему необходим выбор, который однотипное производство дать не в состоянии. Это мотивирует производителей традиционного «живого» пива создавать более интересные сорта, увеличивать сортовую дифференциацию, усиливать контроль качества, в том числе и на этапе розничных продаж.
- Буквально за последние несколько лет в регионе резко возросло количество заведений под вывесками «Живое пиво», и это неудивительно. На открытие пивной точки затраты небольшие, а выручка получается достаточно стабильной. Однако уже сегодня пивная розница существует в условиях жёсткой конкуренции, идёт борьба за внимание потребителя.
Торговые точки наперебой предлагают маркетинговые активности, дополнительные сервисные услуги, работают с ассортиментом и пр. Я, как руководитель крупной специализированной сети, хочу отметить, что рынок диктует свои условия.
Уже недостаточно иметь большой ассортимент, качественные услуги и звучные бренды. Если торговая сеть не стремится добиться лояльности своих клиентов, они начинают уходить к конкурентам.
Но я уверен, что профессионализм сотрудников от офиса до работников торгового зала, поможет выполнить самые сложные задачи, которые ставит время.
-Статистика о снижении потребления алкоголя – лукавство. По официальным данным, чуть не половина крепких напитков производится в тени. Но реально, на мой взгляд, - 70-80%. А вот потребление пива, действительно, снизилось, ведь оно производится только официально. Если в 2008 году в стране было выпущено почти 890 млн декалитров, то сегодня мы на уровне 570-600 млн – падение на треть. Но чем замещается пиво? Наркотиками и тем же крепким алкоголем, в том числе некачественным.
Да, конкуренция есть, особенно среди маленьких пивоварен. Но самая большая конкуренция – за место продажи. Кроме как в гипермаркетах, продать пиво становится негде. Небольшие точки продаж постепенно вытесняются: где-то есть законодательные запреты, иногда начинают жаловаться люди, вводятся кассы, которые не совмещаются с ЕГАИС и т.д.
Репутация дороже
- Можно ли наблюдать улучшение качества пива? Или, напротив, оно падает?
Сергей Непрокин:- У всех мировых и в том числе российских пивгигантов – высочайшее качество. Но вкус, естественно, нивелирован: чтобы был широкий круг потребителей, чтобы пиво не скисло из-за неправильного хранения и т.д. У небольших пивоварен качество может гулять, ведь трудно обеспечить все условия производства. Но вкус при этом может быть изумительным.
- Есть точка зрения, что репутация той или иной марки играет значительную роль на рынке пива. Насколько это утверждение справедливо для Воронежа? Или наша публика не слишком разборчива?
- Конкуренция между производителями пива достаточно жёсткая, и чтобы завоевать и сохранить свою долю на рынке, просто необходимо удерживать уровень качества.
Мы варим наш продукт на современном оборудовании, исключительно из натурального сырья высочайшего качества: отборного солода, артезианской воды и хмеля от ведущих российских и иностранных производителей.
Алексей Коростелев:- Чтобы поддерживать имидж, недостаточно красивых картинок и слоганов, необходимо контролировать качество на всех этапах: от закупки сырья до доставки напитка в торговые точки. Современный потребитель зачастую не прощает ошибок: купив однажды испорченное, невкусное пиво, он может навсегда отвернуться от производителя – это основа естественного отбора на пивном рынке.
Крафт или миф?
- В крупных городах крафтовое пиво уверенно теснит массовые сорта. Какие перспективы у этого процесса в Воронеже? Велика ли потенциальная аудитория крафтового пива в Воронеже?
Алексей Коростелев:- Отчасти, именно благодаря популяризации культуры потребления пива и развития самого потребителя, по стране в последние годы прокатилась волна «крафтового» пива. В России это явление пока что носит лавинообразный характер. Тем не менее, «крафтовое» пиво занимает уже 2% рынка и продолжает развиваться, выходя в массы, в том числе и в Воронеже.
Стараясь следовать тренду, многие крупные производители выходят на «крафтовый» рынок, к чему некоторые потребители относятся скептически – в их понимании, пиво, выпускаемое крупным производителем, не может быть уникальным. Однако, это мнение ошибочно – у крупной пивоварни намного больше ресурсов и возможностей организовать выпуск интересных «крафтовых» сортов, создать на своей базе плацдарм для экспериментов.
Виктория Климович:- Для любителей пива на первом месте стоят качество, вкус и цена. «Традиционное» пиво или «крафтовое» пиво — для большинства потребителей не имеет принципиального значения. Полноценным конкурентом традиционному пиву крафт не является, однако долю рынка премиальных сортов пива у производителей отнимает.
Крафтовая революция добралась и до регионов. Региональные производители открывают мини-пивоварни. В ближайшее время мы тоже планируем открытие мини-пивоварни по производству известных во всём мире крафтовых сортов.
Сергей Непрокин:- Наступление крафта – это миф. Реальная доля крафтовиков- около 3-5%. Действительно, некоторые пивоварни, начинавшие с крафта, развились и выпускают иногда по миллиону декалитров в год. Но разница – та же, что между картиной, написанной художником и картинкой, напечатанной на принтере. На мой взгляд, пиво, выпущенное большим объёмом, не может считаться крафтовым.
Официально
Как сообщили в департаменте аграрной политики, в 2016 году всеми пивоваренными предприятиями Воронежской области было произведено более 11 млн декалитров пенного напитка. Большую часть пива (до 86% от общего объёма) производит Воронежский пивзавод. Продукция предприятия реализуется через федеральные и локальные торговые сети.
Также действуют несколько частных пивоварен, которые выдают порядка 1,5 млндекалитров пива в год. Продукция этих предприятий реализуется в основном через собственную торговую сеть, а также через кафе и пабы.
Смотрите также:
- Главное - качество: Продукция «Сковородкино» для ценителей пользы и вкуса →
- Натуральная арифметика. Тамбовчане выбирают местных производителей →
- Сколько стоит репутация? →