Слезай, приехали! Как решают проблемы общественного транспорта Воронежа

В Воронеже почти пропали старые автобусы, стало меньше дублирующих маршрутов, но до идиллии ещё далеко. Водители автобусов и маршруток по–прежнему играют в догонялки, им выписывают тонны штрафов, графики движения часто нарушаются, а единственный экологичный вид транспорта – троллейбус – медленно умирает.

   
   

Сначала – деньги

комментарий
Виталий Иванищев, гражданский активист: - Чтобы в городе был комфортный общественный транспорт, нужны две вещи - запрос со стороны жителей и иное отношение к проблеме властей. Ведь сегодня, чтобы просто понять, что будет со стоимостью проезда, и вообще - от чего она зависит, нужно просчитать бизнес перевозчиков. Но сколько денег заработали за день компании, никто не знает: всё идёт по наличному расчёту. Лишь если система станет прозрачной, будет понятно, из чего складывается цена за проезд. А когда перевозчики говорят, что нужно повышать тарифы, иначе их маршруты убыточны, их слова невозможно проверить. Ведь у нас достаточно людей, кому нынешняя система очень выгодна - она даёт возможность заработать неучтённые деньги, которые потом могут осесть у хозяев бизнеса и у разных властных структур. Вторая проблема в том, что горожанам не нужен комфортный общественный транспорт. Каждый, кто едет в старом и вонючем автобусе, думает - как бы взять кредит и купить машину.
Ещё в 2013 году городские власти задумали структурировать систему общественного транспорта: убрать дублирующие маршруты, заменить старые автобусы новыми и т. д. Летом этого мэр года Александр Гусев уверил, что состав пассажирского транспорта обновлён на 30%. Правда, изначально обновление должно было проходить быстрее.

Не раз Владимир Анисимов, руководитель управления транспорта, пояснял, что сегодня из–за разницы курса валют перевозчики не могут быстро обновить состав: у них просто нет на это средств. А проезд в Воронеже по–прежнему – 15 руб., что на 2 руб. дешевле, чем в том же соседнем Липецке. И это якобы тоже тормозит программу обновления.

Обычно тарифы пересматривали весной. В этом году региональное управление по государственному регулированию тарифов передало полномочия по определению стоимости проезда городу. Но мэрия сможет изменить расценки только после того, как областная Дума утвердит передачу полномочий. А это произойдёт не раньше осени, когда депутаты вернутся с каникул.

Напомним: в прошлом году стоимость проезда выросла сразу на три рубля – с 12 до 15 рублей. При повышении учитывались и инфляция, и цена бензина, и другие, неизвестные простому смертному факторы. По прогнозу, стоимость проезда осенью может подняться до 18 рублей. Но и этого для обновления может оказаться недостаточно: перевозчики утверждают, что оптимальная цена, при которой можно закупить новые автобусы, составляет 20 рублей. Информация об этом появилась сразу в нескольких СМИ, однако в мэрии утверждают, что рано говорить о конкретных цифрах, когда полномочия по регулированию тарифа ещё даже не переданы.

При этом известно, что зарплата водителя напрямую зависит от выручки: чем больше собрал – тем больше заработал. А вот влияет ли каким–то образом повышение тарифа на качество услуг – до сих пор непонятно. Только за первые пять месяцев этого года 600 водителей общественного транспорта были привлечены к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения.

Конец электричеству?

   
   

Вопрос оплаты работы водителей – болезненная тема. Работая по 12 часов кряду, они могут почти ничего не получить только потому, что в машине проехало мало людей. Показательный пример – ситуация в троллейбусном депо.

Как утверждают общественники организации «Город и транспорт» – Воронеж», в июле этого года сразу девять водителей троллейбусов написали заявления на увольнение. И всё из–за низкой зарплаты, которая в среднем составляет 11–13 тыс. рублей. Причём одна часть из этого тарифа – непосредственно зарплата, другая – премия, зависящая от суммы, которую удалось наработать. В сообществе говорят, что от водителей требуют ежедневно сдавать по 5 тыс. руб., но этот план недостижим – за день удаётся собрать в три раза меньше. В компании «Воронежпассажиртранс» информацию о массовых увольнениях пока не подтвердили.

Нечеловеческие условия работы активисты из «Города и транспорта» называют ещё одним шагом к уничтожению троллейбусного движения.

– Нам говорят, что троллейбусы будут заменены автобусами, – комментирует Юрий Новиков, сопредседатель регионального отделения МОО «Город и транспорт». – Якобы это решит все проблемы, и не надо будет вкладывать в инфраструктуру большие деньги. Но по факту мы наступаем на те же грабли, что и с трамваями. Тогда тоже говорили, что вместо устаревшего трамвая будут развивать и модернизировать троллейбус. Теперь нам готовятся рассказать, что троллейбус морально устарел, и скоро появится электробус, которого ещё никто в глаза не видел. Но наличие в городе электротранспорта – это самый главный индикатор городской культуры. Если мы не способны содержать даже троллейбус, то не имеем права называться городом.

Пока невозможно понять, останется ли в Воронеже хоть какой–то электротранспорт, или всё остановится на обновлении автобусного парка. Непонятно также, когда введут безналичную оплату за проезд или хотя бы проездные, и поменяют ли систему оплаты труда водителей. Зато уже ясно, что осенью проезд в общественном транспорте подорожает, неизвестна лишь точная сумма.

Пока не застроили…

Игорь Березин, директор проектной организации:

- Комплексная транспортная схема составляется на основе решений генерального плана города. Конечно, эту схему нужно уточнить. Но проблема в том, что внесение изменений в генплан требует слишком многих согласований с учётом комплексной транспортной схемы. Там и реконструкция, и расширение улиц, и устройство развязок и пр., то есть это очень серьёзный и длительный процесс. И в таком городе, как Воронеж, с серьёзной плотностью застройки центра и большим объёмом пассажиропотока, решить транспортные проблемы за счёт автобусов невозможно. Выход - строительство метрополитена.

Существует новая генеральная схема метро. Теперь необходимо разработать проектную документацию и обеспечить финансирование строительства, которое может быть только централизованным. В современной сложной экономической ситуации остаётся только ждать более благоприятной обстановки и совершенствовать то, что есть. Но важно само наличие такой схемы, чтобы случайно, как у нас это часто бывает, на месте будущей станции метро не возник жилой дом.

К сожалению, город у нас инертный, и мешать застройке никто не будет. И получится как сейчас, когда места под транспортные развязки застроены, и перспективы развития дорожной системы почти нет, хотя она должна быть. Я надеюсь, что власти поймут: если не будет такой перспективы, в аэропорт по забитым улицам и за два часа никто не довезёт.

Смотрите также: