«Детям не хватает знаний. К сожалению, я не вижу сегодня тех, кто мог бы сказать, что всё необходимое получил только в школе без помощи репетиторов и дополнительных занятий. Значит, мы, педагоги, не дорабатываем», – считает Альбина Золотарёва, народный учитель РФ, директор «Реальной школы».
Не тот «багаж»
– Альбина Васильевна, воронежские одиннадцатиклассники на выходных попрощались со школой. Как вы оцениваете уровень сегодняшних выпускников?
– Я сужу по тем детям, которые приходят к нам в «Реальную школу» за дополнительным образованием. Они прямо хватают новые знания! К сожалению, в общеобразовательных школах становится всё меньше часов литературы, русского языка, математики… Даже в гимназиях и лицеях редко образование разительно отличается от уровня обычной школы. Знания там не те, что были когда–то у гимназистов. Сразу видно ребёнка, который обладает большим «багажом», но он, как правило, занимается с репетиторами и на подготовительных курсах в вузе. К сожалению, я не вижу сегодня тех, кто мог бы сказать, что всё необходимое получил только в школе без помощи репетиторов и дополнительных занятий. Значит, мы, педагоги, не дорабатываем.
Сейчас принято говорить, что школа «предоставляет услуги». Однако прежде всего она должна давать знания и работать вместе с учеником, а не над ним.
– Но учителям сегодня тоже непросто – их поставили в определённые рамки…
– Я не хочу обвинять учителей – они не виноваты, просто оказались в такой ситуации: часов мало, в классе по 30 человек, и нужно массу всего успеть. А что в итоге? В школах перестали решать задачи – теории полно, а практики недостаточно. Поэтому дети и идут к репетиторам, которые учат один на один. А уроки в школе ученики часто просто высиживают. Они готовятся ответить по той теме, которую у них должны спросить по списку. Ну и куда это годится? Ребёнок ещё ничего не понимает, он думает, что главное – это оценка. Ответил раз в месяц на «4», и хватит. Откуда тут возьмутся знания?
Всё по–настоящему
– Вы – директор «Реальной школы». Скажите, в чём особенность этого учебного заведения?
– «Реальная школа» – это бесплатное дополнительное образование. Ведь сейчас в школах нет настоящих уроков технологии, а УПК так вообще отменили. Мы стремимся подготовить детей к жизни, чтобы к выпуску они уже имели профессию. А значит, помогаем ребёнку найти своё призвание. Ведь сегодня многие поступают в вузы только ради диплома, не задумываясь, чем вообще им хочется заниматься. К примеру, у нас есть ученица, которая шьёт просто необыкновенно! Она всем своим одноклассницам пошила платья на выпускной. А вот по литературе, сколько с ней не занимались, отстаёт. Ну не даются ей сочинения! Зато она может стать отличным портным! Я уверена, что каждый ребёнок талантлив, и развиваться нужно в том направлении, где есть задатки, а не идти в вуз за дипломом только потому, что так сегодня делают все.
Полно случаев, когда дети поступают в вузы, учатся, а потом не работают по специальности. Не лучше ли было получить профессию в техникуме и работать, чем просиживать пять лет в вузе, а потом идти торговать на рынок? Я считаю, что это оскорбительно. А вот пойти в училище, получить рабочую профессию и трудиться – это не стыдно!
Реформа продолжается
– Престиж рабочих профессий и в самом деле падает. Училища закрывают, а техникумы объединяют, чтобы создавать центры по профессиональной подготовке. Как вам эта идея?
– Идея, может, и хорошая, но прежде чем создавать такие центры, нужно приучить ребят к урокам технологии в школе. Кроме того, в этих новых центрах должно быть современное оборудование – такое, которое используется на наших предприятиях. Зачем учить ребёнка работать на станке, который уже 100 лет нигде не применяется? Ещё очень важный момент: обучение должно быть бесплатным. Ну не готовы мы к платному образованию! Ведь далеко не каждая семья может найти деньги на обучение, особенно если речь идёт о сельских жителях. А в районах области, между прочим, очень много талантливых ребят!
– Но вернёмся к реформе в школах: вслед за ЕГЭ появились федеральные госстандарты – ФГОСы для учеников и педагогов. Как думаете, сделает ли новая система наших школьников умнее?
– Новая аббревиатура – это ещё не глубина знаний. Менять нужно многое – например, количество учеников в классе. Что же касается стандартов для учителя – это сложный вопрос. Я считаю, что учитель должен повышать свои знания ежедневно. Если вы, например, преподаёте английский, вам нужна постоянная практика, иначе вы просто забудете язык. Если вы физик или химик, то вы должны быть в курсе новых открытий и рассказывать об этом детям – наука сейчас развивается стремительно. Учитель – это кувшин, который обязан постоянно пополняться новыми знаниями.
– Вы давно работаете с детьми. Скажите, изменились ли современные школьники?
– Дети сегодня отзывчивые, добрые. В этом году отмечали юбилей Победы, и я видела, как они внимательно слушали, когда мы водили их в музей, с каким благоговением смотрели на военные картины. С большим трепетом наши ученики готовятся к акции «Белый цветок» – они понимают, что помогают больным деткам и очень серьёзно относятся к этой миссии. Старшие ребята ездят в дома престарелых, вяжут постояльцам носочки, шарфики, кофточки. Приезжают оттуда одухотворённые и задумчивые. Одна девочка сказала мне, что никогда не отдаст свою маму в такой дом. И это замечательно!
Семейное воспитание сегодня особенно важно. Оно начинается с малого – вместе обедать, не ругаться, уважать друг друга. Ведь первое воспитание ребёнок получает именно в семье. И если там говорят одно, в школе другое, а в реальной школе третье, то ребёнок просто не будет знать, как себя вести. Поэтому нужно работать всем вместе в одной связке. Тогда всё получится.
Смотрите также:
- Молодой учитель: о «новых» детях, универсальном обучении и проблемах школы →
- «Учитель для России». Зачем молодые педагоги едут преподавать в провинцию →
- Почётный учитель →