Программа «Учитель для России» стартовала в марте 2015 года. В ней приняли участие десятки молодых профессионалов со всей страны, которых отправили в отдаленные районы ЦФО сеять разумное, доброе, вечное.
«Мы хотим собрать «критическую массу» талантов, которые хорошо знают свой предмет и готовы делиться этим знанием с детьми в школах, - говорит участник команды организаторов программы Марина Дубовицкая. - Мы верим в то, что качественное образование должно быть доступно любому ребенку, вне зависимости от того, где и в каких условиях он живет. Мы ищем ребят, которые смогут зажечь интерес к знаниям у школьников. Мы идем в обычные региональные школы с низкой мотивацией учащихся, низкими результатами экзаменов, чтобы что-то там изменить».
Сейчас идет набор уже на четвертый поток учителей. Каждого кандидата ждет пятиступенчатый отбор и интенсивная педагогическая подготовка. Затем участники программы распределяются по школам по три человека. Два года в дополнение к заплате школьного учителя они получают стипендию в размере 20 тысяч, а в конце программы им выдают диплом о профессиональной переподготовке Высшей школы экономики. Но только ли прибавка к зарплате и корочка одного из лучших учебных заведений страны привлекает участников «Учителя для России»?
Корреспондент «АиФ-Черноземье» публикует монологи тех, кто решился на переезд из крупных городов в Воронежскую область, чтобы попробовать себя в роли учителя.
«Нужно что-то менять, хотя бы для детей»
Анастасия Гузанова, учитель математики и информатики в Острогожске, переехала из Санкт-Петербурга:
«У меня был непростой путь в педагогику. Учась на программиста в СПБГУ, я совершенно не думала, что когда-нибудь буду учителем. Поняв, что программирование - не мое, пошла на философский факультет, где занималась культурами востока. И только поработав вожатой в лагере и воспитателем в детском саду, поняла, что хочу работать с детьми, но не представляла, какой будет путь в школу. Три месяца я путешествовала по Дальнему Востоку, увидела, что происходит в отдаленных районах, и поняла, что надо срочно что-то менять хотя бы для детей, чтобы они в будущем сделали нашу страну лучше. Так я пришла к программе «Учитель для России».
Трудолюбие у учителей в школе, куда я попала, невероятное. Это работа на износ. Я встречала учителей за 70, которые очень хорошо выглядят, держат себя в тонусе и не теряют ясности ума. Женщины в 60 лет осваивают программирование, начинают собирать роботов. Они не боятся учиться сами. И, конечно, они сильные люди, в чем есть свои плюсы и свои минусы».
«Мне нравится, что я могу делиться своими знаниями»
Евгения Златоустовская, учитель химии в Воронеже:
«Два поколения моей семьи – педагоги. Мне всегда говорили, что учителем быть непросто. Профессия мало оплачиваема и требует больших эмоциональных вложений. Поэтому я пошла учиться на инженера, ведь в школе я любила естественнонаучные предметы. Пройдя практику на заводе, я поняла, что это не то, чего я хочу. Попробовала поработать репетитором по химии и поняла, что это гораздо интереснее. Здорово получать обратную связь от детей, видеть, как ребенок начинает понимать сложную науку. В Воронежском госуниверситете получила диплом о переподготовке на учителя по химии, а затем решила принять участие в программе. Вот уже два года я работаю в школе. Мне нравится, что я могу делиться своими знаниями. Кроме того, уже второй год я вожу детей на межрегиональные и всероссийские турниры по химии. Раньше я имела достаточно стереотипное представление о работе в школе, видела только классический метод преподавания. За время программы я познакомилась с разными школами, разными педагогами, которые по-своему ведут свой предмет, и многое для себя уяснила.
Учителя – вообще довольно оптимистичные люди. Они действительно хотят работать в школе, они вкладывают все в свое дело, не имея при этом хороших зарплат. Очень много знаю коллег, которые в свое свободное время безвозмездно готовят детей к олимпиадам, устраивают школьные праздники».
«Отношения в школе должны быть построены на сотрудничестве»
Ярослав Михалев, учитель истории и обществознания в Воронеже, переехал из Томска:
«Я окончил Томский педагогический университет, но так как профессия учителя не очень хорошо оплачиваема, сначала выбрал путь чиновника. Работал в комиссии по делам несовершеннолетних, а затем директором школы. Мне очень хотелось построить в школе такие отношения, чтобы учителя и ученики сотрудничали друг с другом. Когда я пробовал это реализовывать, наталкивался на огромное непонимание педагогического коллектива, который состоял, в основном, из заслуженных учителей 45-50 лет. Нам было сложно понять друг друга. Иногда я сидел в своем кабинете и слышал крик с другого этажа, когда учитель жестко кричал на детей. Я понял, что хочу поработать учителем, но в той среде, в которой я находился, я не мог себя реализовать. Ценности проекта «Учитель для России» совпали с моими – построить отношения в школе не насилии, а на сотрудничестве и коммуникации».
«Становиться лучше, чтобы делать лучше других»
Вадим Лукин, учитель истории в Воронеже, переехал из Перми:
«Я закончил педуниверситет в Перми и пошел работать в местную вечернюю школу. В конце прошлого года я узнал о программе «Учитель для России». Я поставил себе цель стать профессионалом в том деле, которым я занимаюсь, и стараться делать хорошие дела в том месте, где я нахожусь. Программа направлена на то, чтобы помочь тебе как учителю стать лучше, чтобы ты потом помогал стать лучше ученикам. За два дня до 1 сентября нас как шпионов забросили в Воронеж, сейчас, в конце мая, мне есть, чем поделиться. Результат работы виден. Помимо уроков истории, я веду курс повышения креативности в школе. Например, недавно мы кидались яйцами. На одном из занятий детям нужно было сделать приспособление из картона, пластиковых стаканчиков и скотча, в котором яйцо можно было сбросить с четвертого этажа и оно бы не разбилось.
У меня нет своего кабинета, я делю его с коллегой, которая старше меня лет на 40. Общаясь с ней, чувствуешь, что такое профессиональная деформация педагога. Со всеми она разговаривает, как с учениками. Это понятно – ведь она каждый день работает с детьми. Поначалу я думал, что не могу принять к себе такое отношение, но со временем получилось. Была такая история, что я устроил на уроке с детьми экономическую игру. Продажи в самом разгаре, звенит звонок. Входит эта учительница и требует освободить кабинет. Я говорю: «Звонок для учителя!» - и закрываю перед ней дверь. Потом была сессия с нашим наставником. И теперь мы с коллегой лучшие друзья, мирно живем.
Учитель – всего лишь объект в поле зрения ребенка. Представьте себе, дети каждые сорок минут ходят от урока к уроку, от учителя к учителю. И у каждого – самый важный предмет, самая важная тема, которую ребенку надо выучить. И так по шесть уроков в день шесть дней в неделю. В одном классе по 30 детей, все кричат. У каждого свои мысли, свои неприятности. У кого-то собака рожает дома или умер хомячок, а тут дроби! Тут надо владеть искусством управлением внимания и уметь донести до детей, что тема, которую ты принес на урок, действительно важная и поможет им в жизни».
«Это огромный труд – заинтересовать детей»
Мария Зайченко, учитель английского языка в Воронеже, переехала из Самары:
«Я помню, как лет в пять я усаживала бабушку с дедушкой на диван, давала им тетради и начинала их учить. Возможно, быть учителем – моя судьба. На программу «Учитель для России» я наткнулась случайно, листая ленту «ВКонтакте». Я подумала, что, возможно, тот уровень образования, который мы имеем, определяет наше дальнейшее будущее. К тому моменту я закончила Самарский госуниверситет по специальности «Международные отношения», много путешествовала, работала и в волонтерской организации, и в большой корпорации. Сейчас я преподаю английский язык в школе. Это очень трудно. Ты, такой позитивный, полный идей, приходишь в школу и хочешь всем помочь, а маленьким детям абсолютно все равно, с какими благими целями ты к ним пришел, ты просто новый учитель, еще один из кучи других. А им хочется скакать, бегать, прыгать, играть. Это огромный труд – заинтересовать детей.
Когда ты только приходишь в школу со своими идеями, ты думаешь, почему другие учителя сидят тут так долго и ничего не делают? Проходит пара месяцев, и ты немного оседаешь. Ты видишь труд, которые вложили люди в эту школу, и начинаешь у них учиться. Я понимаю, как я изменилась за два года, вижу, как мне порой бывает тяжело, а эти люди проработали в школе 20, 40 лет и сохранили любознательность, живость».