Примерное время чтения: 7 минут
489

Молодой учитель: о «новых» детях, универсальном обучении и проблемах школы

В системе образования то и дело появляются новшества, которые одних приводят в шок, а других, наоборот, восторгают.

Как живётся детям и учителям в современной школе «АиФ-Черноземье» рассказала молодой педагог Софья ДРОБОТОВА – лидер регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России- 2015».

«Не те» дети

- Софья Сергеевна, как вы считаете: изменился ли сейчас престиж учительской профессии, стала ли она популярней у молодёжи или же молодой педагог – редкость и поныне?

- Увы, но пока это, скорее, редкость. Ведь это стало обычным делом, когда люди поступают в педагогические вузы, а по профессии работать идёт лишь малый процент. Причин тому на самом деле великое множество: от  традиционно финансовых до страха перед детьми. Но я всё-таки уверена, что профессия эта всегда была и будет престижной. Учителя нужны и будут нужны всегда. Бывает, правда, и такое, когда мама или папа ни в какую не хотят, чтобы их ребёнка учил молодой педагог. Подавай только опытного. Конечно, такая точка зрения имеет право на существование. Но я могу отметить, что сейчас с родителями стало проще найти общий язык. Что же касается детей, то для них в молодом педагоге вообще одни плюсы.

- Во все года приходится слышать от учителей, что дети пошли «не те». А как бы вы охарактеризовали современных школьников?

- Знаете, когда выпускники покидают стены школы, преподаватели со слезами на глазах говорят: «Таких, как вы, уже не будет». И подобные слова учителя произносили во все времена. Конечно, в некотором роде, дети меняются, как и всё в нашей жизни. У них сейчас больше возможностей, вокруг крутятся тонны информации. Но не нужно быть пессимистом и воспринимать это отрицательно. Я вижу, как ребята стремятся к чему-то хорошему, хотят отличиться, показать себя с лучшей стороны. При этом дети стали более вдумчивыми и критичными. Они учатся отсеивать информацию, выбирать из неё то, что им нужно, а что – нет. Они не желают принимать всё за чистую монету, а готовы дискутировать, оспаривать и отстаивать свою позицию. Разве это плохо?

Успеть всё!

- Часто говорят, что традиционные устоявшиеся методы обучения уже не работают. Какие подходы должен искать учитель сегодня?

- Сейчас, когда у нас вводится федеральный образовательный стандарт, учитель должен научить ребёнка межпредметным связям, а проще говоря – универсальным действиям, которые пригодятся на нескольких уроках. Иными словами, ребёнок должен одинаково хорошо справляться с логическими задачами не только на математике, но и на русском языке и других предметах. Вообще, если посмотреть на распорядок дня современных детей, то иной раз диву даёшься, сколько всего они должны успеть: у многих дни расписаны не по часам – по минутам. Здесь и волейбол, и футбол, и коньки, а ещё репетиторы, школа искусств, музыкальная школа. При этом нужно ещё и домашние задания сделать. Я думаю, причина такой загруженности в том, что сегодняшнее общество требует от нас быть успешным. Возможно, это чересчур гипертрофировано, но таковы условия, в которых мы живём, и глупо к ним не приспосабливаться.

- На какие острые проблемы учителей должны обратить внимание чиновники?

- Недавно мы беседовали на эту тему с руководителем управления образования Воронежской области. Есть проблемы, которые касаются и школы, и родителей. И хорошее образование получится только тогда, когда оно будет работать в треугольнике «родители – ребёнок – учитель». Если в семье будет иное представление об образовании, нежели ребёнку даётся в школе, то результата не будет никакого. Мы должны налаживать контакт с родителями, привлекать их в школу, работать вместе как можно больше, тогда получим отдачу и от детей.

Ещё одна проблема, которая встаёт каждый год в конце мая  – это чем занять детей на каникулах. У кого-то есть бабушки, кого-то отправляют в лагеря, но большая часть всё-таки остаётся в городе. Эти дети в зоне риска, их нельзя оставлять без внимания. Вообще, что касается нашей области, то у нас в системе школьного образования, на мой взгляд, всё довольно гладко и прилично. Коллеги показывают массу новаций в своей работе, мы все стараемся идти в ногу со временем. При этом нельзя думать, что это предел – жизнь очень быстро меняется, и образование не должно отставать.

Обойдёмся без грубости

- Сейчас права ребёнка принято считать едва ли не «святыми и неприкосновенными», так что ему уже и двойки не поставить. Как, по-вашему, не перегнули ли здесь палку?

- Когда со стороны закона правам детей уделяется большое внимания, неужели это плохо? Ведь наша задача их защитить. На мой взгляд, для учителя, который по природе своей тактичен и корректен, этой проблемы нет вообще. Любой нормальный человек в принципе должен понимать, что он обязан уважать права себе подобных – вне зависимости от возраста и положения. Как ни банально это звучит, но наша задача не только учить, но и подавать пример общения с людьми. Некоторые преподаватели об этом забывают и выбирают авторитарный и даже грубоватый стиль общения. Взрослый, может, и поймёт, а ребёнка это может оскорбить. Так разве это плохо, что от учителя требуют быть корректным и толерантным?

- Какими ещё качествами должен обладать современный педагог?

– Самое главное, на мой взгляд, – быть честным. Тогда дети будут это чувствовать и отвечать тем же не только учителю, но и друг другу. А это дорогого стоит. Ну, и, конечно, учитель обязан быть профессионалом, знать свой предмет и детскую психологию – без этого никуда. Всё это, наверное, и есть слагаемые достойного педагога.

Досье

Софья Дроботова родилась 1 марта 1988 г. в Воронеже. Окончила факультет романо-германской филологии Воронежского государственного университета. Год проработала переводчиком в Германии. Преподаёт немецкий язык в воронежской гимназии № 6.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах