В стародавние времена, когда не было культа денег, процветал натуральный обмен. Воронежский художник решил повторить этот опыт и отправился путешествовать, рисуя по дороге портреты людей – не за деньги, а за вещи.
«Суть проекта не в приобретении, а в самом обмене»
Ольга Мирошникова, АиФ–Черноземье: – Сергей, как к вам пришла идея «Натурального обмена»?
Сергей Баловин: – Дело в том, что обмен существовал изначально, и если почитать биографии художников, то многие из них в силу разных обстоятельств меняли свои работы не на деньги, а на разные предметы. Мне понравилась сама идея такого существования. Как-то я шёл по Санкт-Петербургу с этюдниками в руках и увидел девушек, предлагающих прохожим продегустировать кофе. Они дали мне несколько пачек кофе взамен акварельного этюда, что был с собой. При этом я был ужасно горд своим приобретением. Хотя и до этого мне уже приходилось менять свои работы на какие-то вещи, причём об этом меня просили сами люди.
Сам замысел проекта возник, когда я был в Шанхае и познакомился с одной русской женщиной. Она переезжала в другой город и пыталась избавиться от лишних вещей. Что-то раздавала друзьям, а что-то продавала. Часть каких-то предметов быта попала и ко мне – в обмен на мои рисунки. Так постепенно и родился проект. Причём чтобы не возникало ненужного торга, типа вот вам диван, а вам взамен картина маслом, я предложил фиксированный вариант – портрет. Людям это понравилось. Дальше проект стал обретать масштабы: я рисовал людей во многих городах – российских и зарубежных, а они дарили мне вещи, причём какие-то из них были довольно дорогие – например, авиабилеты, а другие почти ничего не стоили, но были очень приятны или нужны. Так однажды ко мне попала целая барабанная установка.
Вообще суть проекта не в приобретении, а в самом обмене. Это же удивительно, что в наш век натуральный обмен – вполне реален.
АиФ: – Вам нравится путешествовать?
С.Б.: – Мне всегда хотелось посмотреть на мир, увидеть другие города и страны. А ещё нравилось быть преподавателем живописи, но на этом много не заработаешь, и приходилось постоянно искать подработки. Как-то на выставке в Москве я познакомился с одним китайцем, он дал мне свою визитку, которую я тут же «похоронил» в кармане и забыл. Позже я поехал в Китай, где планировался интересный художественный проект, и заехал в Шанхай, где у меня не было знакомых, зато была визитка того самого китайца. Мы встретились, он познакомил меня с местным галеристом, которому понравились мои работы, и мне предложили сделать выставку. Постепенно там появились друзья и знакомые, и вообще я понял, что мне в этом городе комфортно, и на какое-то время я бы хотел там задержаться.
АиФ: – Ваши путешествия кто-то спонсирует?
С.Б.: – Спонсоров у меня не один и не два, их очень много. Каждый участник проекта – и есть спонсор. И тот, кто дарит билет на самолет, и тот, кто дарит бутылку воды. Без всех этих людей ничего не получилось бы. Движущая сила проекта – взаимодоверие. Приглашая к себе, люди доверяют мне. Принимая приглашение, я подтверждаю своё доверие этим людям. Каждый участник по умолчанию становится частью истории проекта.
«Воронеж не так плох, как мне казалось»
АиФ: – Насколько сложнее реализоваться молодому художнику в Воронеже, чем за границей?
С.Б.: – Нельзя сказать, чтобы это было очень сложно, всё зависит от самого художника. В Воронеже творческая ниша пока относительно свободна – в отличие от той же Европы, например. Там публика уже искушена самым разным искусством, оно так лезет отовсюду, что иногда даже становится противно. В Воронеже искусства, наоборот, не хватает, поэтому есть над чем работать.
Конечно, в Европе имеются свои плюсы – там много программ поддержки творческих людей. Художникам вполне реально получить какие-то мастерские, студии, гранты и т. д. Конечно, это не огромные деньги, но там на них можно вполне сносно существовать, то есть жить и заниматься любимым делом. Не могу сказать, что такой вариант идеален. Всё-таки художник на то и творец, чтобы постоянно находиться в борьбе, протестовать. Когда не с чем бороться, в голове лишь пустые мысли. А когда есть проблемы и противостояния, приходит настоящее вдохновение.
АиФ: – Ваши путешествия как-то изменили отношение к родному городу?
С.Б.: – Признаться, ещё в юности я испытывал к Воронежу некоторое пренебрежение. Я считал, что это глухая провинция, а вот Москва или Санкт-Петербург - это да, настоящие мегаполисы, там кипит жизнь. Но побывав во многих городах России, я понял, что Воронеж не так плох, как мне казалось. А за последние годы он похорошел во всех отношениях. У нас очень достойная культурная база, которой может похвастаться далеко не каждый. Тот же театр кукол им. Вольховского, Камерный театр, музей им. Крамского и многие другие дали хорошую почву для культурного развития города.
«Сейчас главный проект – это написание книги»
АиФ: – За границей вы познакомились со многими художниками. Что, на ваш взгляд, отличает русских творцов от зарубежных?
С.Б.: – Сейчас уже почти ничего. В век глобализации и интернета мы все как-то уравнялись. Хотя ещё 10 лет назад, когда не было никакой информации, можно было бы говорить об этой разнице. Правда, я заметил, как отличается публика больших городов от провинций. В мегаполисах людей трудно удивить, а в маленьких городах люди очень тянутся к искусству.
АиФ: – Планируете ли вы создать ещё какой-либо проект?
С.Б.: – Пока никаких новых идей нет, так как я плотно засел за книгу, которую мне предложило написать одно московское издательство. Это должна быть история из серии «Где наши не пропадали?». Вообще, для меня это нечто новое, поэтому процесс идёт непросто. Помимо этого, я готовлю выставку о всех своих путешествиях. Я бы очень хотел, чтобы она появилась в Воронеже. Это будет некая история, которую можно представить в виде фильма, но я представлю её средствами изобразительного искусства. Возможно, за год мне удастся всё это сделать. А дальше - посмотрим.
Смотрите также:
- «Меня прозвали русофобом». Познер о критике Родины и истинном патриотизме →
- «И крестиком вышиваю». Никас Сафронов о себе, гениях и новом искусстве →
- Живописец: «Каждая выставка – это определённый экзамен для художника» →