«Кино, как и ТВ, опасно». Александр Сокуров об искусстве и политике

11 июня Александру Сокурову вручили Платоновскую премию в области литературы и искусства. Символично, что творческий путь кинорежиссёра начался с фильма «Одинокий голос человека», снятого по мотивам произведения «Река Потудань» Андрея Платонова. Фильм был сделан на учебной студии ВГИКа и приговорён руководством вуза к уничтожению, но пленку успел вынести оператор. Десять лет картина лежала, и только в 1987 году попала на экраны. На прошлой неделе Александр Сокуров привёз в Воронеж свой новый фильм «Франкофония», а перед началом показа режиссер ответил на вопросы публики.

   
   

О чтении и искусстве

«Каждый, кто собирается заниматься искусством, особенно визуальным, должен понимать, что без литературы он никто и ничто. Только литературная структура и природа формирует в человеке свободную, независимую и очень глубокую сущность. Только тот, кто заложил свою природу на любви к большим произведениям, имеет запас прочности и запас идей. Если этого нет, все быстро исчерпывается. Это очень видно по проблемам, которые сегодня есть в современной живописи.

Русские художники мало что читают, это видно по очень многим их работам. Это заметно и по многим работам современных кинематографистов. Сейчас кино ассоциируется с собранием людей не очень грамотных, но довольно энергичных и высокомерных по отношению к культуре». 

О Платонове и языке

«Платонов - уникальный художественный автор. Это, наверное, самый эмоциональный писатель из всех, какие появлялись среди нас. Самый смелый, открывавший особенности нашего языка. Он был самым ярким стилистом нашей великой литературы. Далеко не каждому писателю давалась смелость, решительность и талант выражаться совершенно своим языком. Платонов – это абсолютное сокровище нашей литературы. Кстати, к счастью, как мне кажется, не поддающийся анализу. Никакой образ у него не поддается дешифровке».

О военной политике, гуманизме и соседях

«Я очень много езжу по миру. Все страны почему-то идут по милитаристскому пути. И мы в этом смысле, может быть, не в самом авангарде. Конечно, это тупик. Идея нейтральности не владеет современными политиками. Может быть, потому что к власти в мире приходят люди, которые забыли к чему вообще вооруженность приводит. Я в связи с новой картиной сейчас пытаюсь изучить 1940-1945 годы. Всю анатомию развития событий в Германии, Великобритании, Италии в нашей стране. Вот это накопление силы и даже в промышленности, которая может переходить на военные рельсы, никогда не приводит к положительным результатам. Мне кажется, также в головах наших политиков отсутствует ясное понимание, что страна с таким количеством соседей не имеет другой альтернативы, кроме как находить компромиссные тихие решения. Мы никуда не денемся от границы с Прибалтикой, от границ с очень тревожным соседом Китаем. Также как с Украиной, Казахстаном. Так расставили свыше. И надо делать все, чтобы армия была сдерживающим элементом, а не наступательным. Потому что, как только возникает у такой большой страны, как наша, наступательный потенциал в идеологии ли, в способах вооружения ли, малые соседи, памятуя сложную судьбу Советского союза, начинают нас боятся. В нас не видят предсказуемых собеседников. Конечно, все не так просто, помню демонстрацию в Москве в поддержку военного вмешательства. Знаете, по улицам шли сотни людей с плакатами, поддерживающими эту активную военную деятельность. И кто там был? Женщины. Моя «Франкофония» как раз о том, чего стоит политика. Каким образом мы получаем политику, и каким образом нам навязывают ее. Что валюта политики – человеческая жизнь».

   
   

О том, почему кино опасно

«Я верю, что у нас будут серьезные молодые люди, которые покажут лучшие наши качества. Но это будет только в том случае, если это будут просвещенные люди. Подросток-режиссер опасен. Кино, как и телевидение, вообще опасно для общества. Оно приучает людей к крови, к тому, что смерть и война выглядят красиво. А когда идут в бой, кричат: «За родину!»  Чего, в общем, я никогда не видел, хотя довелось видеть войну. Мы должны помочь этим людям, и они, без всякого сомнения, сделают свое дело. Появление талантливого человека неизбежно».

О памятнике Сталину

«Если люди на самом деле хотят поставить памятник Сталину (в Нововоронеже – прим. ред.) -  пусть ставят. А что делать? Вы хотите, чтобы губернатор пришел туда и запретил? У него нет на это права, кроме морального. С другой стороны, государство должно иметь четкое понимание, какая политическая оценка у того исторического периода. Для меня это жертвы, жестокосердие системы управления, бесправие человека. Тот самый критерий, по которому можно судить, что это было. Хоть какая-то должна быть в этом смысле объективность. Но, к сожалению, пока в нашей России мы далеки от этой дискуссии. Потому что все время на повестке дня другие подменные темы, которые отвлекают нас от внутренней жизни.  У нас много внутренних проблем, которые требую скорейшего обсуждения. Нас не должно волновать до такой степени как сейчас, что там происходит на Украине, в Сирии. Я решительный противник перевода стрелок в эту сторону. У нас очень много экономических социальных и моральных проблем, о которых мы должны начинать говорить».

О просвещении и народе

«Неумение государства работать с молодыми людьми — большая проблема современного российского общества. Надо делать все,  чтобы мы стали страной, где просвещение является нашей национальной идей. Бороться, на мой взгляд, ни с чем не надо. Надо воевать не против чего-то, а что-то защищать. Потому что начнем бороться против какого-то направления, каких-то позиций людей, и перегнем палку обязательно. Стоит только начать».

Смотрите также: