Почему литература сдаёт позиции, и так ли нужны современному человеку книги, накануне Дня знаний рассуждает Евгений Новичихин, воронежский писатель и кинодраматург, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ.
Про лес и подлесок
Анастасия Ходыкина, АиФ: Евгений Григорьевич, почему люди разучились читать?
Евгений Новичихин: Думаю, причин несколько. Это и низкий уровень преподавания литературы в школах, и малодоступность книг. Сейчас очень сильно упали тиражи, а книгораспространение почти на нуле. Судите сами: когда мы в начале 70-х годов прошлого века входили в литературу, наши поэтические книжки в Воронеже издавались тиражами не меньше 10 тыс. экземпляров, а прозаические – 30 и более тысяч. Тиражи книг для детей сплошь и рядом были за 100 тысяч. В наше время 100 или 200 экземпляров – очень даже нередкий тираж…
- Но, похоже, и авторитет литераторов уже не тот?
- Спорить с этим бессмысленно. Но в том вина не только писателя, но и самого общества, да и государства. Многие считают, что причина снижения интереса к книге в бурном развитии цифровых технологий. Но вряд ли это так. Да и как он может не снижаться, если мы создаём общество потребления, если на каждом шагу встречаемся с утратой значимости духовных ценностей? К сожалению, нравственные ориентиры для общества выбирает не писатель. Оно, общество, само их находит. И то, что найдено сегодня, от литературы, мягко скажем, далеко.
- Значит, современная литература утратила качество?
- Здесь можно использовать сравнение с лесом, так как оно довольно точно отражает суть вопроса. В каждом лесу есть деревья высокие, а есть кустарник, подлесок. В литературе тоже были и есть вершинные достижения, а есть этот самый подлесок. Но без него не бывает и леса. В современной русской литературе немало достойных явлений. Жаль, что люди редко ходят в этот лес, предпочитая иной досуг.
- Может, книжным новинкам не хватает остроты, что раньше даже запрещалось?
- Я бы с этим не согласился. Остроты предостаточно. И запрещать сейчас ничего не запрещают – и слава Богу. Но загляните в книжные магазины. Там современной литературы, за исключением детективов и любовных романов, практически нет. Да и самих таких магазинов осталось, знаете сколько? - Полторы тысячи на всю огромную страну! А когда-то их было 7,5 тысяч. Книжная торговля активно вошла в рынок. А в рынке места современной литературе, увы, не находится.
Обратная сторона
- Вы автор многих детских произведений. Каких книг для подрастающего поколения сейчас не хватает?
- Добрых. Пока на свете есть зло, таких книг всегда будет недостаточно. Не так давно вдова Солженицына, Наталья Дмитриевна, сказала: «Если не переломить сегодняшнюю ситуацию, то школа в её гуманитарном блоке превратится в массовое воспроизводство невежества». Жёстко, но справедливо. Добро и зло становятся для детей отвлечёнными понятиями. Пренебрежение правилами родного языка входит в норму. Другого слова, кроме «невежество», тут, пожалуй, не подберешь.
- Но талантливые писатели всё же есть?
- Безусловно. Уже несколько лет в Воронежской области существует Исаевская литературная премия для молодых литераторов. Её лауреатами в разное время становились Алексей Ряскин, Александра Никулина, Александр Зайцев, Сергей Луценко, Мария Соколовская. Все они люди очень талантливые. Достаточно сказать, что, несмотря на свою молодость, Ряскин и Луценко уже стали членами Союза писателей России, а Соколовская – Союза российских писателей. Случайных для литературы людей в такие Союзы принимают крайне редко.
В прошлом году был проведён конкурс «Обетованному отеческому краю», посвящённый 145-летию со дня рождения Ивана Бунина. Среди его лауреатов – уже названная Мария Соколовская. Впервые была учреждена премия «Кольцовский край», которая, как мы надеемся, станет теперь ежегодной, а со временем и расширит свои рамки, превратившись в межрегиональную, а может быть и всероссийскую.
- Захар Прилепин - из Рязанской области, Алексей Иванов - из Нижнего Новгорода. Сейчас их произведения известны на весь мир, чего не скажешь, к сожалению, о современных воронежских писателях...
- Ну, не попался на пути талантливого воронежского писателя талантливый кинорежиссёр, как у Иванова, или издатель, как у Прилепина, понимающий значение рекламы. Остаётся ждать, что время всё расставит по своим местам. Больших писателей в русской провинции сегодня немало. Тот же Прилепин, побывав недавно в Воронеже, сказал: «Литература у нас настолько крутая, насколько это вообще возможно. В этом смысле мы, может быть, самая сильная в мире страна». И я с ним полностью согласен.
Как мотивировать?
- Ваш журнал «Подъём» в 70-80-е годы был очень читаемым изданием. Имел подписчиков не только во всех уголках Союза, но и в США, Англии, Франции, Японии, ФРГ, Греции, Алжире…
- «Подъём» - это учреждение культуры Воронежской области, т.е. финансируется государством. Недостаточно. Вот, к примеру, с января этого года журнал перестал платить гонорар своим авторам. Справедливо ли это? Журналы выходят, зарплату получают их редакторы, корректоры, уборщицы, работники типографий. А авторы, произведения которых и составляют то, что называется журналом, - нет. И, мало того, сейчас обсуждается вопрос об исключении писателей из действующей системы обязательного пенсионного страхования. Стало быть, как продолжение, – из системы пенсионного обеспечения. И как же после этого заниматься творчеством?
- Многие близкие к литературе люди считают, что единственный выход из ситуации – воспитывать любовь к чтению у подрастающего поколения. А вы как считаете?
- Никакого другого пути и нет. Надо прививать любовь к чтению с малых лет, чтобы детские книги были доступны любой семье, и подрастающее поколение стремилось выбирать из всего разнообразия достойную литературу. К сожалению, целые поколения для литературы потеряны безвозвратно. Те, кто сегодня читает Донцову, серьёзные книги уже читать не станут. Нужно что-то делать. Мы упускаем время.
Смотрите также:
- Почему не читаем? О засилье чтива и равнодушии чиновников →
- Марина Кудимова: «Поэзия – это способ жизни» →
- По какому пути идёт российская культура? →