Инструмент познания
досье | |
---|---|
Марина Кудимова родилась в 1953 г. в Тамбове, окончила филологический факультет Тамбовского пединститута. Первые её стихи появились в печати в 1969 г. В 1982 г. в издательстве «Молодая гвардия» вышел её первый сборник стихов «Перечень причин», а в 1987 г. в издательстве «Современник» книжка «Чуть что». В 1988 году Кудимова окончательно покинула Тамбов. Переводила поэтов Грузии, Литвы, Узбекистана, Татарстана, Дагестана, Якутии, занималась эссеистикой, публиковалась в толстых журналах. Лауреат нескольких литературных премий. В 2011 г. после долгого перерыва вышли в свет поэтические сборники «Целый Божий день», «Черёд», в 2013 г. - книга поэм «Голубятня». |
Евгений Писарев: – Марина, одни определяют поэзию как инструмент познания мира, другие считают её ритмически организованной прозой, удобной для заучивания. А что поэзия для тебя?
Марина Кудимова – Для меня это способ жизни. Мне кажется, что без поэзии было бы хуже. Одна из моих поэм называется «Целый Божий день». И если взять судьбу как каждый прожитый день и вычленить из него стихи, написанные о каждом дне, всё было бы значительно хуже. Мне кажется, что поэзия – это такая арматура, такой строительный материал, который на крошечном пространстве решает большие задачи. И чем больше она на себя берёт, тем органичней становится способ жить. Я не представляю себе людей, которые не читают стихов. Стихами можно заговорить зубную боль, покорить любимого, а можно всё погубить. Например, карьеру…
– В литературные издания, как правило, идёт так называемый самотёк – рукописи неизвестных авторов. «Литературная газета» не исключение?
– Не исключение. В редакцию приходит по сто рукописей в день, в основном стихи. Я даже веду рубрику «Самотёк», для которой из потока стихов вылавливаю жемчужины. А они встречаются. Для меня, например, стали открытием стихи Галины Гульшиной из города Батайска Ростовской области, которая прислала блестящую подборку, и мы её опубликовали. Так было и в пору моей юности, когда я подрабатывала чтением рукописей и сочинением внутренних рецензий. Процент жемчужин всегда примерно одинаков – одна из десяти рукописей. Причём речь идёт не о шедеврах, а о предмете, о котором можно говорить…
«Провинция, ты строга…»
– Понятие «провинция» несёт в себе негативный смысл, провинциальная духота губит даже талантливых поэтов. Насколько объективен такой взгляд?
– Мой опыт показывает, что это не так, точнее, не вполне так, хотя, наверное, я вовремя покинула Тамбов. Я ненавижу слово «провинция», оно несёт в себе уничижительный оттенок, да и какая может быть провинция в эпоху Интернета. Тем не менее, есть в России ключевые места, где скапливается необычное количество пассионарных, если воспользоваться терминологией Льва Гумилёва, людей. Ростов, например, Екатеринбург, да и вся территория Урала. Некоторые считают, что по Уралу проходит космической разлом, я в этом не специалист, но концентрация пассионарных людей там невероятно велика. А есть действительно аномальные точки, геологические или биологические, где эта самая пассионарность отсутствует. Но объясняется эта аномалия, скорее всего, отсутствием там единственного человека, который кристаллизовал бы вокруг себя таланты. Во времена нашей молодости таким человеком был редактор молодёжной газеты Георгий Дмитриевич Ремизов, вокруг него мы все и крутились. Хотя он практически мало говорил, и литератор был вполне традиционный. Если такой человек появляется, то дело спасено. Если его нет, то беда, люди оттуда уезжают.
Про Евтушенко
– После выхода на телеэкраны фильма «Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко» интернет–сообщество очень возбудилось. Вы с ним давние знакомые, поэтому хотелось бы услышать твой комментарий по этому поводу.
– В этом году исполняется сорок лет нашему знакомству с Евтушенко. А интернет–сообщество не просто возбудилось – оно взбесилось. Комментировали в основном люди, которые мало что знают о Евтушенко, судили его те, кто не понимает природу поэтического дара. Русская поэзия разнообразна, как никакая другая, и великий дар Евтушенко заключается в его акустической доступности. Мне, например, дан более сложный поэтический язык, и я не считаю это достоинством. Если кто–то думает, что ты пишешь, как хочешь, тот ничего не понимает в писательстве – ты пишешь, как получается. Как сказал другой поэт, «каждый пишет, как он дышит». Акустическая доступность и возможность быть услышанным миллионами людей абсолютно выделяет Евтушенко среди всех русских поэтов. Мы не знаем, как читал Пушкин, как читал Некрасов. Мы не знаем, как они были бы восприняты в Политехническом музее или в Лужниках. Евтушенко вернул первооснову поэзии – звук. Но комментаторы в своих суждениях опираются на его слабые стихи, забывая, что сам автор сказал об этом первым. Но лучшие его стихи навсегда останутся в русской поэзии. Из этого фильма я поняла главное: Евтушенко и Бродский вовсе не антиподы – они две стороны золотого дуката русской поэзии. Они никогда не сойдутся, но если стороны сотрутся, то монета обесценится, выпадет из обращения. Вот и вся проблема отношений Евтушенко и Бродского.