6 июля в рамках Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер» воронежцы встретились с режиссером, Народным артистом России Александром Прошкиным, известным широкой аудитории по таким картинам, как «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Доктор Живаго». Режиссер представил киноленту «Райские кущи», а также рассказал о состоянии современного кинематографа и его связи с обществом, затронул тему национальной идеи, массовой культуры и жизни без симуляции.
«Райские кущи»: история о лишнем человеке
Выясняется, что все те вопросы, которые были подняты Вампиловым около 50 лет назад, для современного общества может быть еще более актуальны. Александр Прошкин переносит сюжет в наше время, и зритель не найдет в фильме диалогов, написанных Вампиловым. Кроме того, режиссер добавляет сюда множество современных реалий, например, показывает небольшую организацию, занимающуюся имитацией деятельности, религиозность в угоду моде. Все это позволяет говорить о фильме как зарисовке нашей жизни.
По словам Александра Прошкина, для киноленты были отобраны актеры, которые способны выразить интонации сегодняшнего времени. Зилова сыграл Евгений Цыганов. Главная женская роль была отдана Чулпан Хаматовой. «Это замечательная актриса, тонкая личность, которой, к сожалению, в сегодняшней драматургии делать нечего, потому что нет таких ролей», – отметил Александр Прошкин.
Фильм «Райские кущи» вступает в некое взаимодействие с лентой «Отпуск в сентябре» Виталия Мельникова, которая также была снята по пьесе «Утиная охота». Вместе картины создают диалог двух времен.
«Райские кущи – поклон Вампилову и его пронзительному пониманию сути нашей жизни», – подчеркнул Александр Прошкин. Однако режиссер сознательно меняет конец истории: в «Райских кущах» Зилов погибает, и это кажется закономерным. В погоне за мечтой, «утиной охотой», он растоптал крупицы того настоящего, что у него было, и его жизненные силы иссякли. Смерть героя, показанного Александром Прошкиным, перекликается с трагической гибелью самого Вампилова, который утонул у истока Ангары.
«Кино и есть национальная идея»
После просмотра «Райских кущ» воронежцы получили возможность задать свои вопросы, которые показали общую обеспокоенность тем, как сейчас развивается телевидение и кинематограф. Александр Прошкин также отметил тотальное нашествие поп-культуры, когда зрительская аудитория валит на американские фильмы, при этом смотреть свое кино и узнавать что-то о своей жизни, размышлять не хочет. «Наш зритель хочет только развлекаться. Как только он чувствует правду, он начинает расстраиваться и выходить из зала», – говорит Александр Прошкин.
Действительно, на отечественных фильмах часто можно видеть пустые кинозалы, но, по мнению режиссера, это вина не кинематографистов.
«В Корее на кинофестивале в Пусане тысячные толпы у кинозалов. Люди из Сеула специально прилетают на сеанс. Это, прежде всего, свидетельствует об энергии, которая есть в нации. И эта нация построила потрясающую цивилизацию, а недавно это были задворки мира. Эти люди все время думают: «Что мы делаем, куда мы движемся». Интерес к кино происходит от того, живо ли общество или оно полудепрессивно, безразлично. Думаю, что это процесс взаимный. Это связано с запросом, который идет от народа и тем ответом, который кинематографисты в состоянии дать».
Режиссер убежден в важной роли отечественного кино в жизни нации, ведь именно кино через зрительные образы может научить человека сочувствию.
«На самом деле кино и есть национальная идея. Сформулировать ее невозможно, а национальная идея, которая выражена в зрительных образах, она в вас проникает. Именно кино воспитывает чувство родины. В Корее это случилось и не только там. В Якутии сейчас режиссеров больше, чем оленеводов. Они снимают фильмы про свою жизнь, и это есть самосознание. Битком зрителей в кинотеатрах, но фильмы идут на якутском языке».
Нездоровую роль, по мнению Александра Прошкина, сегодня играет телевидение. Легкие сериалы оказываются для российского зрителя интересней, чем серьезные фильмы о нем же.
«Из всех искусств сейчас важнейшим является попса, бессмысленная, бездарная, наглая, громкая. Посмотрите основное содержание наших каналов: попсовые сериалы, бесконечное число попсовых артистов, а настоящие, крупные художники на телевидении не появляются, они не востребованы.
Смотрите также:
- Никита Рак: «Я ставил спектакль не про каких-то далеких людей, это воронежский «Танец Дели»» →
- Кино - не жвачка. Киновед об умных фильмах, зрителях и супергероях →
- Человек за пьесой Худрук ТЮЗА о современности в классике →