Курский театр юного зрителя «Ровесник» стоит на пороге 50-летнего юбилея. Несмотря на внешне «юношескую» специфику театра, в ТЮЗе почти всегда аншлаг, на спектакли ходят куряне всех возрастов. Художественный руководитель и главный режиссёр Игорь Селиванов уверен, что театр начинается отнюдь не с вешалки, а с удачной постановки и талантливого артиста. А если повезло с хорошим художником и музыкантом - это прибавляет оптимизма.
Один из ста
- Игорь Владимирович, современная драматургия - это пьесы, написанные сегодня, или это пьесы о проблемах сегодняшнего дня?
- Политику и искусство нельзя смешивать?
- В идеале - да, но в реальности это не так. Текущие события, естественно, влияют на искусство. Драматурги начинают задавать себе вопрос, о чём сегодня можно писать, а какие темы поднимать нежелательно. В нашей стране есть цензура, есть вещи, которые могут не понять, за которые могут наказать. Но ещё существует такое понятие, как самоцензура, и она необходима драматургу. Нельзя и на сцене, и в жизни сталкивать людей лбами и расшибать эти лбы. Нельзя стравливать народ друг с другом. Речь должна идти только об одном - как остановить этот кошмар, чтобы маленькие дети не гибли на глазах, а старушкам было, где ночевать и что есть. Как театр начинается с хорошего актёра, так политика - с хороших здравомыслящих людей.
- Значит, главный в театре - актёр?
- И актёр, и драматург. Например, в ТЮЗе идёт спектакль «Особо влюблённый таксист» Рэя Куни в вольном переводе Михаила Мишина. События в нём уже потеряли актуальность, но современные люди, играя на сцене, делают из этой пьесы вещь, интересную и нужную сегодня. Я ставлю те спектакли, которые мне интересны, которые я считаю правильными. Зрители могут со мной согласиться или нет. Может быть, я в чём-то не прав, может быть, неправы пришедшие на спектакль люди. Я ищу пьесы, в которых есть что-то живое. Из ста прочитанных текстов только один может зацепить.
- Почему хороших драматургов сегодня мало?
- Это может зависеть и от политического устройства. Авторы путаются, сами не понимают, о чём и во имя чего писать, всё меняется, всё неоднозначно. Ведь классики писали свои произведения при царизме или социализме. В ТЮЗе идёт спектакль «Команда» по Злотникову, он рассказывает про спорт, спортивные проблемы, в нём герои смеются и плачут, и зрители вместе с ними. Это пьеса советская, социалистическая, но люди на неё приходят и уходят со спектакля довольными. У нас есть постановки, которые на сцене уже сорок лет, хотя сценарии к ним написаны были в другую эпоху. Зрители звонят, спрашивают, когда следующий показ «Продавца дождя», а пьеса была написана в пятидесятых годах двадцатого века. Конечно, придут новые драматурги и начнут писать хорошие пьесы. Но когда они придут?
Премьерный план
- Какие премьеры ждут зрителей в этом сезоне?
- За год нам нужно поставить две премьеры. Одна уже прошла - новогодняя сказка, её играли четыре разных состава актёров, а это, считай, четыре премьеры. Сейчас будет спектакль к юбилею заслуженной артистки РФ Татьяны Левчук «Театр - любовь моя…». В ТЮЗе 59 актёров, 12 кандидатов в актёры и 60 учеников театральной студии. При этом в штатном расписании театра нет ни одной ставки артиста. Мы с актёром заключаем только лишь договор, по которому он получает деньги за репетиции и спектакли. Но не более того, фиксированной зарплаты у актистов нет. А ведь театр юного зрителя помогает вырастить новое поколение людей с положительно меняющимся взглядом. И президент неоднократно говорил о необходимости поддержки театров юного зрителя. ТЮЗы надо открывать и им содействовать, если не хотим потерять ещё одно поколение молодёжи – нам хватит Украины. Ещё одна проблема - не всегда можно найти актёров на определённую роль. Театральная труппа должна быть укомплектована по принципу «пять мужчин - одна женщина», но и у нас, и у других курских театров среди актёров больше женщин. Сейчас я ищу человека в спектакль, который хорошо играет на гитаре - я хочу заново поставить пьесу курского драматурга Александра Галина «Восточная трибуна».
- Аудитория ТЮЗа - подростки?
- К нам приходят самые разные люди. На сказку приходят маленькие дети, «Луч во тьме» смотрят старшеклассники, а «Особо влюблённый таксист» и «Продавец дождя» просит более взрослого зрителя. Нам все возрасты покорны.