Воспитать интеллигента. Чего сегодня не хватает медицинскому образованию

«Некоторые абитуриенты, имея деньги, идут на платное отделение, где учатся кое–как, занимая, по сути, чужое место.  Можете представить, какие из них получаются врачи?» – задаётся вопросом 90–летний Владимир Дробышев, доктор медицинских наук, профессор, ветеран Великой Отечественной войны.

   
   

Обожжённое детство

– Владимир Иванович, ваша юность пришлась на военную пору. Что запомнилось о том времени?

– Учиться я начал в школе №4, бывшей гимназии на улице Степана Разина. Потом там устроили школу военных музыкантов, поэтому всех учащихся перевели в пятую – сегодня это школа №28. Но поскольку началась война и многие учебные заведения отдавали под госпитали, то я оказался сначала в школе на улице Пушкинской, а затем на проспекте Революции. Но доучиться там не пришлось. Пятого июля 1942 года мы с матерью эвакуировались из Воронежа.

Еле–еле добрались до вокзала, поскольку уже повсюду бомбили. Когда стал отходить последний состав, начался налёт вражеской авиации.  Немецкие лётчики, заходившие со стороны Отрожки, даже не бомбили,  а поливали гражданский эшелон из пулемётов на бреющем полёте. Летели так низко, что можно было разглядеть их лица в шлемах.

Сразу же началась паника. Люди бросали вещи и запрыгивали на ходу в вагоны. Я, мама и её сестра тоже успели в последний момент вскочить в вагон. А уже 6 июля 1942 года немцы вошли в город. Потом, на пути к Волге, нас ещё несколько раз бомбили, заставляя выскакивать из вагонов и укрываться где только можно от летящих осколков. Я тогда впервые увидел, как лежащие на земле советские граждане истово молятся Богу.

Не все доехали до Сталинграда, но нам повезло, остались живы. Дальше наш путь лежал в  южно–казахстанский городок Туркестан, где нас поселили в доме украинки, чьи предки были раскулачены и сосланы. Там мы с матерью и прожили вплоть до возвращения домой.

   
   

– И вы решили посвятить себя медицине?

– Не сразу. Поскольку в городе оставался только один работающий техникум – железнодорожный, а мне надо было получать профессию, то я поступил именно туда. Половину  времени мы там учились, а половину разгружали эшелоны с ранеными, которых развозили по госпиталям, а ещё заготавливали дрова и пиломатериалы неподалёку от станции Беляево, где жили в лесу в землянках – нужно было восстанавливать город. После окончания техникума и получения звания «младший техник–лейтенант» я отправился работать на станцию Грязи. Но поскольку меня всегда тянуло к медицине, а к технике душа не лежала никогда, хотя в семье почти все мужчины были железнодорожниками, то начальник дистанции разрешил мне поступать в медицинский вуз, который уже начал работать в Воронеже. И в 1947 году я туда поступил.

Учёбу пришлось совмещать с восстановлением практически полностью разрушенного здания вуза.  Работали вместе с пленными немцами. Они были очень смирными, и их охраняла всего пара солдат.  Да и куда им было бежать? Они даже разговаривать с нами остерегались. Но никакой злости в то время у нас друг на друга уже не было. Мы, молодёжь, очень радовались, что война закончилась и снова есть возможность учиться.

Не за страх, а за совесть

– Чем отличалась учёба после войны?

– К  нам на курс тогда пришло много бывших фронтовиков, поэтому дисциплина в аудиториях была идеальная. И, конечно, все тогда учились не за страх, а за совесть.  На нашем курсе, кстати, обучался Рэм Петров, который стал вице–президентом Академии наук СССР. Многие другие выпускники тоже стали специалистами высочайшего класса, в том числе руководителями клиник и даже облздравотделов. И это при том, что в послевоенные годы мы жили в очень тяжёлых условиях, не то что сегодняшние студенты. Однако многие из нас занимались в научных кружках, выступали на конференциях. Нынче у многих студентов отношение к учёбе, к сожалению, изменилось.

– Возможно, свою лепту внесло платное образование, когда студенты уверены, что им в любом случае выдадут диплом?

–  Конечно. Ведь многие способные ребята действительно хотели бы овладеть профессией врача, но у них нет денег, чтобы платить за учёбу. А набор на бюджет ограничен, в то время как некоторые абитуриенты, имея деньги, идут на платное отделение, где учатся кое–как, занимая, по сути, чужое место.  Можете представить, какие из них получаются врачи?

Кстати, преподаватели тоже были особыми. Я ещё застал четырёх профессоров, которые работали в Дерптском (Юрьевском) университете, а с 1918 года начали преподавать в нашем мединституте. Эти старые русские профессора были для нас эталоном интеллекта и эрудиции. Хорошо помню преподавателей клинических дисциплин и как много времени они уделяли обследованию больных. Довольно часто хирурги, включая профессоров, перед сложной и редкой операцией приходили в анатомичку, чтобы на трупе уточнить какие–то детали предстоящей операции. Сегодня это звучит как анекдот.

В послевоенные годы и взаимоотношения преподавателей и студентов были иными. Один факт: после войны мы  получали продукты по карточкам, и наши профессора стояли в очередях вместе со всеми. Они и в институтской художественной самодеятельности, и в субботниках всегда участвовали – наравне со студентами.

В невесомости

– Вы считаете, что уровень знаний и культуры в здравоохранении у нас упал?

– Упали требования, предъявляемые к людям, занятым в медицине, как, впрочем, и требования врачей к самим себе. Интеллект и интеллигентность нынче не в чести, ведь интеллигентность – это не столько хорошее образование, сколько внутренняя культура человека. Вообще нравственные основы закладываются в семье. А в определённой степени произошла деградация семейных ценностей. Может быть, в этом не всегда виноваты сами люди. Ведь им надо зарабатывать, и у многих не хватает времени на воспитание детей.    

– Я слышал, что вы награждены медалью Циолковского. За что отличник здравоохранения РСФСР получил такой знак?

– Работая над докторской диссертацией, я выяснил, что в какой–то период внутриутробного развития ребёнок находится в состоянии невесомости. И после  Всесоюзного съезда морфологов в Ташкенте, где я делал доклад на эту тему, ко мне подошёл  представитель одной воинской части, которая занималась космическими разработками, и предложил продолжить исследования уже на их базе. Оформили, как полагается, все разрешительные документы, и я с коллегами приступил к работе, которая растянулась на 20 с лишним лет. Сотрудники кафедры, которую я возглавлял в то время, защитили две докторских и восемь кандидатских диссертаций по полётным материалам. Таким образом, наш коллектив внёс определённый вклад и в космическую морфологию.

Смотрите также: