Великий «перетоп»
За шесть месяцев в липецкий Центр общественного контроля в сфере ЖКХ поступило 114 обращений, это почти в четыре раза больше, чем в прошлом году. Поменялась и структура жалоб.
«Если в прошлом году по количеству обращений лидировала тема благоустройства, то в этот раз на первом месте оказалась тема платы за отопление, — говорит представитель Центра Людмила Яськова. — Чаще всего причин высоких начислений за тепло от «Квадры» — две, и связаны они с качеством поставляемого ресурса. Первая — это так называемые «перетопы», когда из-за неправильной работы системы отопления в дом подаётся больше тепла, чем нужно, соответственно, и жители платят за него больше. Мы не раз обращались в департамент ЖКХ — предлагали создать рабочую группу по наладке данной системы. Если всё будет сделано правильно, такая проблема, как «перетопы», исчезнет сама собой».
Вторая причина высоких счетов — некачественная промывка батарей. Проще говоря, во многих домах забиты стояки, и основная часть тепла уходит на нагрев твёрдых отложений в трубах, а не радиаторов в квартирах.
«С этого года при приёмке домов к отопительному сезону Госжилинспекция вместе с администрацией в обязательном порядке будет смотреть, как управляющие компании выполняют данную работу, так как это прописано в лицензионных требованиях», — продолжает Людмила Валерьевна.
Вторая по частоте обращений проблема — недовольство самими управляющими компаниями. И здесь на первый план выходит тема текущего ремонта. Люди жалуются на осыпающуюся штукатурку в подъездах, текущие крыши, выбитые окна.
«Но часто бывает и такое, что ГЖИ выходит с проверкой, выдаёт предписание УК, а потом выясняется, что эти работы были у неё в плане, но не в этом месяце, а, например, в конце года. Причина таких, если можно сказать, недоразумений — недостаток информации и отсутствие взаимодействия между жителями и управляющей компанией, — поясняет Людмила Яськова. — Каждый год на общем собрании УК должна отчитываться перед собственниками о проделанной работе и сообщать о своих планах, а жильцы — вносить свои предложения. Но, к сожалению, в Липецке пока только 10% домов идут по этому пути».
Капремонт и ОДН
Ещё одна тема, с которой связано много жалоб, — капитальный ремонт.
«Проблема в том, что подрядчик может делать его в течение трёх лет. Конечно, жители испытывают из-за этого колоссальные неудобства, — говорит Людмила Валерьевна. — Поэтому мы вышли с предложением в департамент ЖКХ — проводить все работы в один год, лучше меньше, но качественней».
Кстати, качество ремонта у жителей также вызывает нарекания. Например, уже через месяц в отремонтированном доме может облупиться краска или потечь крыша.
«Здесь Фонд капремонта идёт по пути составления списков недобросовестных подрядчиков, но мы считаем — этого недостаточно, нужно формулировать техническое задание так, чтобы на ремонтные работы изначально приходили профессионалы, — продолжает Яськова. — Ещё одно слабое место — недостаток информации о состоянии домов, включённых в план капремонта. Департамент ЖКХ до сих пор пользуется паспортами, выданными БТИ, однако они не дают полной картины. Надо проводить техническое освидетельствование домов. Мы не раз поднимали эту проблему в администрации города, но пока нас не слышат».
Есть вопросы у жителей и к состоянию контейнерных площадок. Впрочем, есть надежда, что скоро эта проблема будет снята. После вмешательства в ситуацию общественников на модернизацию площадок выделили 20 млн руб.
До сих пор поступают жалобы на начисления ОДН, в основном это касается электроэнергии. В расчёт платы часто включают чердаки и подвалы, где вообще нет света.
«Мы столкнулись с тем, что жильцы проводят общие собрания, принимают решение исключить эти площади из ОДН, а УК данные протоколы не принимает во внимание, — поясняет Людмила Яськова. — Мы помогли жителям составить обращение в Госжилинспекцию — посмотрим, как она разберётся в этом вопросе».