«АиФ-Черноземье» не раз писал о двух тысячах сомнительных протоколов общих собраний жильцов. И вдруг оказалось, что они… утонули. Но при этом, как ни странно, продолжают действовать, позволяя УК повышать плату по первой строке, самовольно вводить целевые сборы, выставлять счета за общедомовые расходы выше норматива. О странной «катастрофе» рассказал зампредседателя общественного совета по ЖКХ при городской Думе, юрист Андрей Смирнов.
Где оригиналы?
Юрий Голубь, «АиФ-Черноземье»: Весной скандал вокруг массовой подделки протоколов вызвал разбирательство на уровне областного правительства. Какова ситуация сейчас?
Андрей Смирнов: Очень скоро вместо 16 крупнейших УК на рынке появятся, по разным данным, от 64 до 73 управляющих компаний. Они давно созданы, получили лицензии и уже начинают предлагать себя воронежцам на общих собраниях. Так, особенно активно процесс идёт в Ленинском районе.
Фальсифицированные протоколы продолжают появляться, но уже не массово. В неактивных домах и в нужный момент — в ответ на жалобы жильцов. К тому же УК продолжают ссылаться на прежние протоколы — якобы уничтоженные во время залития, но заверенные судом.
— Странная история. Кто кого залил?
— УФАС предписало УК перестать взимать плату за домофоны. Те обратились в арбитражный суд, принесли только копии протоколов — и, как ни странно, выиграли. Решение было обжаловано в 19-м апелляционном суде, который потребовал оригиналы. Их принесли, но на то, чтобы ознакомиться с документами, были выделены только сутки. Единственное, что успело сделать УФАС, — перефотографировать протоколы. Ходатайство об экспертизе было отклонено. После этого представители УК один за другим стали рассказывать, что протоколы были отданы в некую юридическую фирму, в её офисе произошло затопление, и документы погибли.
Причём откуда взялись эти протоколы, тоже непонятно. По заявлениям УК, их принесли неизвестные лица в неизвестное время. Об этом были сделаны отметки в журналах, но журналы уничтожены как макулатура.
Очень выгодный бизнес
— Весной речь шла о 2 тысччах однотипных протоколов. И что — все погибли?
— Две тысячи домов — это примерно 300 тысяч жителей. Практика показывает, что за комуслуги не платят примерно 4%. Это 12 тысяч задолжников ежемесячно. Пусть будет хотя бы 8 тысяч судебных исков. Для одной юридической компании это огромная цифра. Это несерьёзно. По моим данным, подано около 500 заявлений в правоохранительные органы. Но уголовных дел нет, наказуемость нулевая. Продолжают исчезать громаднейшие деньги. Ведь пока протокол не отменён, он будет действовать, пусть хоть весь город кричит, что это фикция. Сложилась ситуация, в которой ни один государственный орган не работает. Ни правозащитники, ни общественники, ни даже городские депутаты ничего сделать не могут.
Вырисовывается следующая картина. Есть коммунальный монстр, который сосёт из города деньги и пресекает любую попытку противодействия. Как только появляется УК, которая хочет не воровать, а управлять домами, она подавляется. Если конкурирующая УК грабит население, она может какое-то время существовать — пока не мешает. Как только «монстру» понравится дом, конкурента выкинут. Это абсолютный беспредел. Как это делается? В доме находят двух-трёх маргиналов, которым обещают простить задолженность. После этого они начинают настраивать соседей, активно писать жалобы, обращаться в суды.
— Судя по количеству жалоб в редакцию, картина с ресурсоснабжающими организациями не более оптимистична…
— Конечно. Что такое бизнес? Например, чтобы издавать газету нужно нанять журналистов, заплатить типографии, заплатить почте и сети киосков, которые доставят издание читателям, и т. д. А что делает, к примеру, водоканал «РВК-Воронеж»? Он поставляет воду жителям, причём зачастую по сетям, которые ему не принадлежат. Эти сети проложил застройщик, хотя, по логике, должен был строить сам водоканал. Застройщику сети не нужны, он пять лет их обслуживает и бросает. А водоканал — не берёт на обслуживание, хотя и собирает с потребителей деньги. Поэтому у нас в городе огромное количество бесхозных труб, которые гниют и разрушаются.
Наказывают тех, кто платит
— В центре скандалов периодически оказывается и областной Фонд капитального ремонта. Все ли дождутся реконструкции своих домов?
— Фонд капитального ремонта не ведёт системную претензионную работу. Но срок исковой давности — три года. Скоро долги неплательщиков за 2014 год вернуть будет уже невозможно. Я провёл ориентировочные подсчёты, причём без учёта инфляции. Если сохранятся те же темпы работы с должниками, к 2037 г. у фонда не останется денег. Программа рассчитана до 2044 года, но за семь оставшихся лет фонд не сможет отремонтировать ни одного дома.
— Но бывают случаи, когда жильцам приходится платить за капремонт дважды — например, когда в дом приходят двойные платёжки…
— У нас, как всегда, наказывают тех, кто платит. И это исключение. Ежемесячно нужно выставлять около 12 тыс. исков. На это нужно минимум 2,5-3,5 млн руб. в месяц и штат юристов в 40 человек. Беда ещё и в том, что Фонд капремонта не обследует дома. К примеру, приходит подрядная организация, осматривает дом и понимает, что нужна стяжка. Но в перечне работ её не было! В итоге трещина запенивается, делается ремонт фасада. Через четыре года дом начинает падать, признаётся аварийным, собственников расселяют, а Фонд капремонта теряет 10-15 млн рублей. Их не воруют, просто надо было сначала обследовать дом.
Получается, что 50% платежей за ЖКХ просто воруют, а ещё 20-30% — просто разбазариваются. И по рукам за это никого не бьют.
А была ли драка?
По закону, жильцы имеют право сменить УК в любой момент, но в действительности всё не так просто. Так, недавно в ряде городских СМИ появилась целая серия материалов о том, как во время общего собрания жителей дома №38 по ул. 20-летия Октября некий «вышибала» в присутствии общественника Андрея Смирнова якобы напал на двух представительниц УК Ленинского района.
Между тем на днях в редакцию пришло обращение жителей дома № 38, подписанное 25 участниками того самого собрания. Как рассказали очевидцы, никакой драки не было. Сотрудницы УК Ленинского района пытались криком сорвать голосование: ещё бы, ведь собственники решили распрощаться с компанией раз и навсегда.
«УК Ленинского района всеми силами старается не допустить переход нашего дома в другую УК, — сообщили жильцы в коллективном письме. — При этом сама не выполняет свои обязанности по договору: уборщицу мы не видели лет пять, дворника — год точно. Видимо, под обслуживанием УК Ленинского района понимает сбор денег с населения «без шума и пыли», т. е. без затрат на обслуживание дома».
Смотрите также:
- Не упустить прибыльный дом. Почему воронежские УК пускаются во все тяжкие? →
- За всё ответим! Тысячи воронежцев окажутся в должниках у коммунальщиков →
- «Кидать» и «не пущать». Воронеж готовят к новой коммунальной афере? →