Казалось, в конце сентября была поставлена точка в долгом споре из-за домофонов: как установил суд, обслуживать их должны фирмы, заключившие договор с жильцами, а вовсе не управляющие компании. Между тем в октябре воронежцы вновь увидели в квитанциях УК счета за устройства.
Тяжба за деньги
С двойными счетами за домофоны воронежцы столкнулись ещё несколько лет назад. Прежде большинство платило фирмам, которые установили устройства, заключив с жильцами прямые договоры. Однако с некоторых пор строка «Домофон» появилась и в общих платёжках, которые рассылают 16 крупных УК.
Многие эксперты трактовали эти события не иначе как рейдерский захват бизнеса. Причём борьба была неравной. Естественно, большинство жильцов не собиралось платить дважды, и, конечно, гораздо проще им было разорвать договор с домофонщиками, чем с УК. Кроме того, неоплата строки в общей платёжке для льготников означала бы лишение субсидий.
Зимой 2016 года предприниматели обратились в антимонопольную службу, которая нашла в действиях «управляшек» недобросовестную конкуренцию и предписала прекратить нарушать закон. Те не согласились и оспорили предписание в суде. Дело переходило из одной инстанции в другую, летом 2017 году арбитраж Центрального округа направил его на повторное рассмотрение, а 12 сентября 2018 года, наконец, признал правоту УФАС.
Однако нарушения продолжались. Плату за домофоны УК стали брать в рамках первой строки – «содержание и обслуживание жилья», но выставлять отдельный счёт. Между тем, согласно жилищному кодексу, увеличить плату по первой строке может только общее собрание собственников дома. В действительности такое решение, как правило, никто не принимал – в ответ на жалобы и судебные иски массово стали всплывать фальшивые протоколы собраний, в которых отдельная строка за домофоны значилась одним из пунктов повестки дня.
Ничего не изменилось?
Впрочем, несмотря на то, что нарушение доказано, своих денег, судя по всему, обратно не получат ни домофонщики, ни собственники многоэтажек. Интересно, что в последние месяцы фирмы-подрядчики, которые якобы обслуживали домофоны по договорам с УК, стали подавать на заказчиков в суд, требуя выплатить им по нескольку миллионов рублей задолженности. Иски удовлетворяются полностью и все – как под копирку: УК признают все требования истцов.
Эксперты отнюдь не уверены в том, что эти фирмы-подрядчики реально существуют. Зато теперь УК в случае исков домофонщиков или собственников вполне могут оказаться банкротами и воскреснуть под другой вывеской – воронежским коммунальщикам не впервой проделывать такой трюк, и всякий раз он благополучно сходил им с рук. А средства горожан окажутся, к примеру, в штате Флорида, где, как поговаривают, на них построено не одно казино.
Впрочем, возможно, до этого и не дойдёт. Наступил октябрь, и воронежцам стали приходить точь-в-точь такие же платёжки – с тем же счётом за домофон. Например, эта строчка осталась в квитанциях УК «РЭК Центральный». Получить комментарий коммунальщиков не удалось, но, судя по всему, они вовсе не собираются отказываться от уже ставшего привычным источника доходов.
А где же власть?
Как воспринимают происходящее органы власти? Руководитель областного департамента ЖКХ и энергетики Галина Смирнова никак не стала комментировать ситуацию, отметив лишь, что любые нарушения УК – дело контролирующего органа, то есть Госжилинспекции.
Однако в том, что ГЖИ бросится принимать меры, нет никакой уверенности. Все те несколько лет, что УФАС пыталась помешать УК собирать незаконные платежи за домофоны, руководитель инспекции Диана Гончарова многократно повторяла, что никакого нарушения нет. При этом чиновница ссылалась на письмо Минрегиона России, где указано, что домофон «полностью отвечает признакам общедомового имущества».
Правда, ниже в том же письме говорится, что УК может взимать плату за устройство только после того, как оно официально внесено в список общедомового имущества, но это уточнение в своих ответах руководитель инспекции обычно упускает. Тем более что в случае чего УК всегда готовы представить протокол, где такое решение якобы принято собственниками.
В такой позиции нет ничего удивительного, если иметь в виду масштабы влияния коммунального лобби во власти. Как уже писал «АиФ-Черноземье» (см. № 45 от 08.11.2017 г.), коммунальный клан в городской Думе насчитывает как минимум шесть депутатов. Есть проводники влияния УК и в областном парламенте. Как известно, крупнейшие городские УК в своё время входили в так называемую Воронежскую коммунальную палату, которая создавалась с благословения прошлого областного руководства.
Впрочем, есть надежда на смену начальства областного ГУ МВД. До сих пор ведомство, как правило, отказывалось расследовать подделку протоколов, которая по закону влечёт уголовное преследование. Ответы правоохранителей были похожи один на другой. В одном говорилось, что истёк срок давности, в другом – что на момент подписания подделка протокола ещё не считалась уголовным преступлением. Тот аргумент, что в фальшивом протоколе может стоять какая угодно дата – хоть до нашей эры – игнорировался сотрудниками полиции. А бывший начальник ГУ МВД, а ныне главный лесник области Александр Сысоев заявлял, что фальшивый протокол ещё не свидетельствует о мошенничестве, и посылал жильцов многоэтажек искать другие доказательства.
Так что было бы наивно думать, что одно решение суда – пусть по принципиальному вопросу – существенно повлияет на коммунальную группировку, накрепко сросшуюся с органами городской и областной власти.
Сверхприбыли и произвол
«Строительные и управляющие компании – титаны местного бизнеса. Поэтому возможности их давления на исполнительные органы власти и общество практически неограниченны. Коммунальщики готовы подкупать не только чиновников, но и общественных лидеров. Эти как бы независимые эксперты сначала выступают в интересах граждан, а потом начинают работать на те же УК, - говорит политолог Владимир Киреев. - Поэтому общество и сталкивается с тем, что решение суда фактически пренебрегается нарушителями. Средства воздействия на них есть в условном идеальном правовом обществе. А по факту мы видим, как игнорируется мнение жильцов, мэрии и даже областной администрации.
Средство борьбы с произволом УК не найдено. Жилищная инспекция, УФАС выписывают штрафы, делают предписания, но штрафы ложатся в конечном итоге на плечи граждан, которые оплачивают услуги УК. Мы помним, как пару лет назад значительное число УК с целью извлечения сверхприбыли сократило до трети сотрудников. В итоге подметать дворы, сбивать сосульки и ремонтировать коммуникации стало некому».
Иск за иском
«Управляющие компании сообщали, что больше не выставляют счета за домофоны. Если они это делают, мы будем вынуждены подать в суд иск о понуждении к исполнению предписания. Кроме того, есть санкции за предоставление недостоверной информации в антимонопольный орган, - комментирует замруководителя УФАС Воронежской области Виталий Попов. - И ещё мы в обязательном порядке ждём правовой позиции от ГЖИ и администрации города: коммунальщики ссылались в суде на них, говоря, что домофоны всегда и везде – общедомовое имущество и платить нужно только УК».
«Я думаю, что у УК есть сильное лобби. Ведь просто так нельзя не исполнять решение суда. Мы постараемся выйти на федеральный уровень, в Воронеже добиться справедливости невозможно, - говорит руководитель домофонной фирмы «ИП Титаев» Сергей Титаев. - Я так понимаю, что с помощью исков так называемых подрядчиков хотят выдернуть через суды 100 млн руб. и потом закрыть УК. УК соглашаются с исками, даже не обращая внимания на исковую давность. Скажем, соглашаются отдать деньги не за три, а за 3,5 года. Мы уже писали открытое письмо губернатору, просили разобраться, ведь закон нарушается у всех на глазах. Может произойти социальный взрыв. Но толку нет, ничего не меняется».
Смотрите также:
- Не упустить прибыльный дом. Почему воронежские УК пускаются во все тяжкие? →
- Коммунальный блицкриг. Почему фальшивых протоколов становится всё больше? →
- Всё вокруг моё →