Как коммунальщики обсчитывают население?

   
   

Продлили зиму

Фёдор Михайлович, расскажите подробнее о вашей арифметике.

– После того, как в марте 2005 года был принят Жилищный кодекс, и горожане стали собственниками своих домов, возникла необходимость определиться с тем, как считать потреблённые энергоресурсы. Начали выходить постановления правительства, которые регламентировали порядок расчёта нормативов. Возьмём, к примеру, отопление. В 306-м постановлении чётко прописано: для определения норматива потребления учитываются средний температурный режим и фактическая продолжительность отопительного сезона. И я стал записывать: когда по постановлению городских властей начинался отопительный сезон, и когда он заканчивался. За последние пять лет его средняя продолжительность составила 174 дня. Для расчёта температурного режима, я на каждый день брал две справки: в гидрометеоцентре и МЧС. По моим расчётам, норматив на отопление для одноэтажного дома должен был составить 0,0127. А по утверждённым нормативам он равен 0,026 Гкал/кв. метр. В два раза больше»! Дело в том, что поставщики энергоресурсов и горадминистрация не учитывают фактические данные, а пользуются установленной когда-то для второй климатической зоны продолжительностью отопительного сезона в 196 дней и температурной нормой СНИП в минус 3,1 градуса. Напрашивается вопрос: если чиновники вопреки 306-му постановлению утверждают расчёты, выгодные поставщикам тепла, значит, у них есть свой интерес? 

А счётчики решают проблему?

– Да, но ведь даже сегодня они установлены только в 50 процентах домов. И половина из приборов учёта не работает, а половина даёт показания, завышенные на 15-18 процентов. И такие приборы покупались специально. Например, «Водоканал» очень любит ставить вихревые счётчики: чем больше поток, тем быстрее крутится вертушка. Но ведь ещё чуть больше года назад во многие части города вода подавалась по графику. А когда её включают, по трубе сначала гонится воздух, который вращает вертушку примерно в десять раз быстрее, чем вода. Поэтому, например, в Юго-западном районе показания приборов учёта зачастую были выше норматива. Это же абсурд. 

Отстающих нет

   
   

А если речь идёт о тепле?

– Приборы учёта показывают количество потреблённой энергии в гигакалориях. А как рассчитывается стоимость? В неё закладываются расходы на эксплуатацию котельных, стоимость ремонта оборудования, стоимость компьютеров, телефонных разговоров и т.д. В 2004 году я, в составе депутатской комиссии, проверял городские тепловые сети. Стоимость оборудования и ремонтных работ была завышена в 4 – 5 раз. При этом на главного бухгалтера было зарегистрировано шесть мобильных телефонов! За счёт предприятия лечили зубы и ездили за рубеж. Оказалось, что тариф завышен на 40%! И с тех пор ситуация не изменилась, схемы остались те же. Теплоснабжающие организации согласовывают расчёты с чиновниками, и те предпочитают не проверять соответствие расходов организаций реальным ценам. 

Давайте теперь сложим: на 15 – 20% неправильно посчитал прибор учёта, на 40% завышена стоимость тарифа, на 100% – норматив. А главное – модель едина для всех организаций. Никто не хочет отставать. Как только у кого-то появляется новая идея по накрутке цены, она подхватывается остальными.

– Но резкого увеличения цены не происходит… 

– А почему большинство домов платят за отопление круглый год? Если человек увидит в платёжке астрономическую сумму, он поймёт, что дело не ладно, а если её разобьют на два месяца, спокойно отдаст деньги. Общий годовой бюджет населения Воронежа по оплате услуг ЖКХ составляет 17 млрд рублей. Это на 3 – 4 млрд больше, чем бюджет города. Но за последним правдами-неправдами следят депутаты, правоохранительные органы, счётные палаты. А контроль 17 млрд отдан поставщикам ресурсов, управляющим компаниям и отдельным чиновникам, имеющим право подписи. 

«Хочу создать прецедент»

И ведь ресурсы не поставляются в полном объёме…

– Сейчас я собираюсь судиться с «Воронежской теплосетевой компанией». Элементарная провокация. Мой дом управляется ТСЖ, и я уже полгода не плачу по отдельной квитанции за тепло и горячую воду, хотя все остальные услуги оплачиваю регулярно. Хочу создать прецедент. Я считаю, что недопоставка услуг составляет 20 – 30%. Ведь ни одна котельная не выдерживает необходимые параметры. Подача теплоносителя на элеваторном узле должна быть прямо пропорциональна температуре воздуха. А горячая вода должна быть не холоднее плюс 60 градусов. А найдите где-нибудь такую воду! К тому же, в 70% жилых домов отсутствует система циркуляции. А это значит, что горячая вода движется по стояку от разбора кранов. И ночью, когда не разбирается, остывает. Утром люди включают горячий кран, а из него 5 – 10 минут течёт холодная вода. Но прибор учёта она крутит. 

Коммунальная граната

А какие нарушения допускают управляющие компании?

– УК по определению не могут приносить прибыль. Теоретически это транзитные организации, которые просто передают деньги из одних рук в другие. Но что происходит в действительности? УК собирают с населения деньги, платят за ресурсы и, когда возникает нехватка средств, согласно 307-му постановлению, имеют право на корректировку. И если, например, «Водоканал» запрашивает миллион рублей, то какая разница - один миллион пойдёт в корректировку или два? Миллион отдали «Водоканалу», а миллион оставили на своих счетах. А повышение суммы в квитанциях на 300 – 400 рублей люди часто даже не замечают. 

А почему у управляющих компаний накапливаются долги, когда почти всё население платит за ЖКУ исправно? 

– Всё просто. Во многих УК действует следующая схема. Приходят деньги от населения. Они должны уйти поставщикам за оказанные услуги, но их берёт в долг фирма Х. Деньги обналичиваются и 30 – 40% суммы тут же исчезают – через пару месяцев фирма X перестанет существовать, и на её месте появится фирма «Ромашка». Оставшаяся сумма наличными от физических лиц направляется займами в фирму Y. А та передаёт их обратно в УК - тоже по договору займа. Поэтому УК должны фирме Y от 500 до 800 млн рублей. Фактически фирма Y становится хозяйкой всех УК. А для того, чтобы их обанкротить, нужен долг всего в 100 тыс. рублей. У этих людей граната в кармане. Почему та же мэрия не может ничего сделать? Потому что заикнись там о реформе – и большая часть УК тут же перестанет существовать. 

С другой стороны, накопились долги перед ресурсоснабжающими организациями, и УК, чтобы решить эту проблему, перерегистрировались. Сегодня произошла тотальная смена управляющих компаний. Названия остались те же, а юридические лица поменялись. В итоге, на МКП «Воронежтеплосеть» и ряде других организаций повисли долги в 4,5 млрд рублей. А «Воронежская теплосетевая компания» избежала этой ситуации. Потому что выпускала собственную квитанцию.  

Смотрите также: