aif.ru counter
8

Куда вывезет? (30.06.2009)

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27 01/07/2009

Курский аэропорт забит туристами... Одни ожидают самолета на Кипр, другие - в Турцию, третьи боятся пропустить посадку на мальтийский рейс. Через зал проносятся взмыленные африканцы: они опаздывают в Каир...

Думаете, эта картина нарисована воображением нового Остапа Бендера, строящего планы развития Васюков? Вовсе нет: в прошлом году о намерении открыть несколько новых рейсов из курского аэропорта заявляли крупнейшие туроператоры, вдохновлённые местными темпами роста иностранного туризма. Но грянул кризис. И некогда радужная перспектива заиграла совсем другими красками...

Туризм стал ближе к колбасе

В офисе одной из курских турфирм очередь. Несколько пенсионеров дожидаются, пока купит путёвку милиционер. Присаживаюсь на единственное свободное место на длинном кожаном диване.

"В прошлом году мы бы с вами так спокойно не пообщались, - говорит, приглашая в свой кабинет, директор турфирмы Евгений Косоруков. - Очередь из клиентов заканчивалась на лестнице, и у нас каждая секунда была на счету. Летом приходилось привлекать минимум двух дополнительных сотрудников. Сейчас работы еле-еле хватает пятерым штатным специалистам. Но, по большому счёту, с таким объёмом могли бы справиться и двое".

Точность прогнозов ООН по поводу падения туризма - третьей в списке наиболее подверженных кризису сфер бизнеса - можно проверить на примере курских фирм. По оценкам члена ассоциации курских туроператоров Евгения Косорукова, продажи с начала кризиса упали в среднем на 70-80%. "В Курске масса фирм, которые говорят, что у них всё отлично. Но я этому не верю. И лучшее доказательство того, что у них далеко не всё так хорошо, - значительное уменьшение рекламы в этом году. Тогда как в прошлом их ролики буквально не сходили с экранов".

По словам Евгения Валентиновича, основная реклама турфирм ушла в продуктовые магазины: если без курортов люди могут обойтись, то без еды никак. Тактика приносит определённые плоды: уровень продаж российских курортов в июле постепенно выходит на уровень прошлого года. Куряне по-прежнему отправляют детей в экскурсионные туры по Москве, Питеру и странам СНГ, на которые агентства, чтобы удержать туристов, снижают цены. В результате эти маршруты заказывают, но не за несколько месяцев до отправления, а за несколько дней.

Российский рубль победил турецкий сервис

А вот к иностранным берегам куряне не спешат. Неплохо идёт лишь Турция. Популярные прежде Египет, Испания, Болгария этим летом отстают. "Как и в кризисе 1998 года, побеждает рубль, - говорит Евгений Косоруков. - Несмотря на то что в долларовом варианте путевки подешевели, на "наши" они всё же дороже, чем в прошлом году. Хотя цены иногда просто смешные - около 6 тысяч рублей за неделю на человека".

"Туроператоры сбрасывают цены как могут - просто чтобы заполнить гостиницы, которые забронировали заранее. Сегодня возвращается понятие горящих туров. Раннее бронирование, когда люди покупали путёвки за 3-4 месяца, практически сошло на нет. Кроме того, люди стали считать деньги. Если раньше те же строители, не раздумывая, платили за отдых 250 тысяч рублей, то сейчас они едут за 60-70 тысяч".

По мнению Евгения Косорукова, туризм не поднимется с колен, пока не встанут на ноги строительство и продажа иномарок, в которых была задействована большая часть "золотых" клиентов. А поскольку серьёзных предпосылок к этому нет, турфирмы через 2-3 месяца оживления спроса ждут повторения мёртвого сезона, который был в начале 2009-го. "В этом году мы продержались только за счёт внутренних резервов, - говорит Евгений Валентинович. - В Белгороде, по моей информации, было продано около 30% туристических автобусов. Мы думали, у нас произойдёт то же самое, и часть фирм закроется. Но Курск - феноменальный город. Только у нас с началом кризиса открылось несколько новых турфирм".

Турбизнесом в Курске решили заняться бизнесмены, продукция которых оказалась в кризис невостребованной, - производители. По словам Евгения Косорукова, новые фирмы пытаются привлечь клиентов большими скидками. "Хотя, что говорить, некоторые ветераны турбизнеса тоже только за счёт этого в последнее время и живут. Если так пойдёт дальше, туристы будут ездить вообще бесплатно", - невесело улыбается Евгений Владимирович.

Конечно, куряне скидкам только рады. Причём настолько, что часто забывают выяснить, насколько легально работает фирма, предлагающая путёвки по смешным ценам. "Из собственного опыта работы могу сказать: лицензии просят показать единицы, - говорит Евгений Косоруков. - Людям они не нужны. В результате, как сообщалось на совещании областной администрации, прошлым летом у нас беспрепятственно работали 12 неофициальных туроператоров. Так стоит ли удивляться, когда потом туристов привозят не туда, куда обещали?".

Однако гадают, куда их вывезет, сейчас не только незадачливые куряне, купившиеся на почти бесплатный "сыр" в виде путёвок, но и сами турфирмы. Больших надежд не питают. То, что новый пик развития курского туризма откладывается на неопределённое время, уже очевидно.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество