5 июня Липецкому театру драмы имени Л. Н. Толстого исполнится 90 лет. И более 30-ти последних лет на его сцену неизменно выходит народная артистка России Зинаида Румянцева.
Зинаида Владимировна сыграла на сцене десятки самых разных ролей - от обаятельной Золушки до коварной Бабы Яги, от трогательной Маши в Чеховской "Чайке" до эксцентричной свахи Фёклы Ивановны в комедии Гоголя "Женитьба". И всегда придерживалась одного единственного принципа: "Ни капли фальши!" С талантливой актрисой "АиФ-Липецк" встретился в гримёрке после спектакля.
Боевое крещение
- Зинаида Владимировна, ваши родители тоже были артистами?
- Нет, папа работал на Челябинском тракторном заводе, мама - фармацевтом в аптеке. Но оба были творческими людьми. Папа играл на гитаре, а однажды чуть не попал в цирк. Как-то в Челябинск приехала труппа, и они позвали моего отца в акробаты: он был небольшого роста, крепенький такой. Но бабушка не пустила. А мама такие спектакли на работе устраивала! Приходила раньше всех, переодевалась в какие-нибудь тряпки и начинала мыть полы. В таком виде её никто не узнавал, а потом наступало разоблачение. Актёрский талант у меня от неё.
- А когда вы поняли, что хотите стать актрисой?
- В пятом классе. Я сама попросилась в театральную студию. Родители только обрадовались - наконец-то я направлю энергию в нужное русло. Помню свой первый выход на сцену: в новогодней сказке мне досталась роль Сороки-почтальона. Голос у меня уже тогда был очень звонкий: когда же я заговорила, посмотреть на меня сбежались не только дети, но и взрослые, наверное, подумали, со мной что-то случилось (смеётся. - Ред.).
- А помните свой первый выход на большую сцену?
- Такое невозможно забыть! Я тогда училась в студии при драматическом театре имени Цвиллинга. В спектакле мне досталась роль гейши. Нужно было красиво станцевать и незаметно уйти со сцены. Волновалась жутко. И вот - всё отыграла, выключается свет - мне пора уходить. А темно - ничего же не видно. Я растерялась. И вместо того, чтобы идти за кулисы, с перепугу залезла в металлический колодец для рабочих сцены. Сижу - не дышу. Вдруг слышу: а Зина-то где? А я ответить не могу - спектакль идёт. Так и простояла до конца акта. Ох, и хохотали потом все.
Мечта
о серьёзных ролях
- Как складывалась ваша карьера после учёбы в театральной студии?
- Мне и ещё одной актрисе, Светлане Погребняк, которая тоже потом стала народной, предложили остаться в труппе. Пять лет я там проработала, а потом ушла. В драмтеатре за мной закрепилось амплуа травести - актрисы, которая играет смешных мальчишек и девчонок. А я мечтала о серьёзных ролях. Вот и перешла в Театр юного зрителя. Там играла Лику в пьесе Арбузова "Мой бедный Марат", Лизу Хохлакову в "Братьях Карамазовых"...Помню, уходила из дома рано утром, а возвращалась - к полуночи. Запах кулис ни с чем не перепутаю.
- А как вы оказались в Липецке?
- Как-то в Челябинск с гастролями приехал липецкий драмтеатр, тогда это было обычное дело - актёры колесили по всей стране. И меня приятно поразило, как бережно относится к традициям русского классического театра режиссёр Владимир Пахомов, как тонко и психологично работает с актёрами. Поэтому, когда он предложил перейти к нему в театр, я сразу согласилась.
- Почему, ведь вы уже были состоявшейся актрисой?
- Особенность актёра театра в том и заключается, что его творчество "здесь и сейчас". Но мне повезло. Впервые появившись на сцене в маленькой незаметной роли сверчка из сказки Толстого "Золотой ключик", я сразу запомнилась зрителям своим пронзительным голосом. Потом было много ролей. Но мне ещё есть чему учиться. Высший пилотаж для меня - Евгений Лебедев. Как он сыграл лошадь в спектакле "Холстомер"! Это великий трагический артист, от одного звука его голоса по коже мурашки бежали. А Константин Райкин! Он же горел на сцене. Жаль, таких актёров сейчас мало. Исчезла былая глубина, страсть...
Надо быть сумасшедшим
- В этом году вы отмечаете ещё одну круглую дату?
- Сорок лет супружеской жизни. С Петром Иосифовичем мы познакомились в Челябинске. Помню - волновалась перед каждой нашей встречей. Чтобы увидеться, могла с одного конца города примчаться на другой. В этом смысле я сумасшедшая, но это же и помогает мне на сцене. А у супруга, наоборот, характер спокойный, так что мы дополняем друг друга.
- Он тоже работает в театре?
- Возглавляет литературную часть, часто присутствует на моих репетициях. Но старается не критиковать. Знает - я и так жуткая самоедка. Могу не спать ночами, обдумывать свою роль. А если ещё и критиковать, то у меня совсем опустятся крылья. Вообще он для меня - настоящая опора и поддержка. Дома во всём помогает, даже текст со мной учит. Бывает, сядем друг напротив друга и начинаем повторять роль.
- Дочка не пошла по вашим стопам?
- Когда Юля была маленькой, я часто брала её с собой на репетиции. Но актрисой она не стала. Чтобы стать хорошим актёром, надо быть сумасшедшим в хорошем смысле слова. Я в ней этого не разглядела. Юля работает в гостиничном бизнесе, живёт в Питере, у неё подрастает дочка Сонечка. Так что сейчас самая главная моя роль - роль бабушки. Я мечтаю, чтобы внучка выросла, увидела меня на сцене и с гордостью сказала: моя бабушка - актриса!
досье
Зинаида Румянцева родилась 18 апреля 1947 года в Челябинске. В 1965 году поступила в студию при Челябинском театре драмы им. Цвиллинга. В 1968 году была зачислена в труппу театра, а с 1973 года работала в ТЮЗе. С 1980 года Румянцева - актриса липецкого драмтеатра имени Толстого. В 1989 году ей было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР, а в 2002 году она стала народной артисткой РФ.