В конце апреля 1999 года в Старом Осколе вышло официальное постановление главы местного самоуправления № 766 об организации службы взрывных работ. Созданию группы взрывников предшествовало появление так называемые «черные копатели», искатели оружия, оставшегося в земле после войны. В 2000 году была организована старооскольская поисково-спасательная служба.
Состав группы был тогда 4 человека, и она вошла в состав старооскольской похарно-спасательной службы. До 2002 года старооскольским взрывотехникам приходилось ездить по всей Белгородской области и извлекать взрывоопасные предметы. В 2002 году была образована группа взрывотехников в Белгороде. Теперь в зоне работа старооскольских взрывников – шесть районов нашей области.
У истоков создания группы стоял офицер запаса Владимир Куликов, который ее и возглавил. Сейчас он – начальник подразделения старооскольской поисково-спасательной службы, в его подчинении – группы водолазов и взрывотехников. Накануне 15-й годовщины службы мы побывали в гостях у спасателей и познакомились с небольшим музеем трофеев взрывотехников.
– Извлечение и обезвреживание бомб, реактивных снарядов, мин, гранат, артснарядов, – все, что хранила наша земля после войны, является нашей работой, – рассказывает Владимир Куликов. – Сейчас в группе девять человек: пять взрывотехников и четыре водителя. Если вкратце сказать о результатах работы, то за 15 лет извлечено более семи тысяч видов боеприпасов на территории области и нашего района. Были случаи, когда сразу по семьдесят единиц находили. Помню, обследовали местность в логу, возле станции Котел. Там в свое время стоял бронепоезд. Осталась узкоколейка. Во время войны его взорвали. Мы в этом месте нашли сразу семьдесят пять единиц
75-миллиметровых снарядов. 248 единиц ВОП за один раз нашли в районе Алексеевки, там были мелкого калибра авиационные снаряды.
Владимир Валентинович показывает часть экспонатов музея, который расположился в учебном классе. Здесь и немецкие кассетные авиабомбы, и венгерские минометки, и 203-миллиметровые снаряды, противопехотные и противотанковые мины, гранаты.
– Много еще таит в себе наша оскольская земля,- продолжает Владимир Куликов. – В Каменьках мы обезвредили очень много снарядов калибра от 45 миллиметров до 122 миллиметров. Там рядом в лесу до сих пор много осколков и снарядов. На территории города тоже много находили. Наш взрывотехник Алексей Сарайкин, который был занесен на городскую Доску Почета, в районе ж-д- вокзала откапывал 50-килограммовую авиабомбу. Обезвреживали мы две таких 50-килограммовых авиабомб и в районе квартала «Старая Мельница». На улице Песочная, у бабушки в огороде нашли целый арсенал. На клумбе у нее цвели цветы, стали перекапывать и обнаружили боеприпасы. Когда приехали взрывотехники, то извлекли 49 штук 76-милимтеровых бронебойных снарядов. Был случай на улице Пирогова, в Каменьках. Хозяева решили расширить огород ближе к лесополосе. Наткнулись на мины. Мы там нашли и обезвредили 36 минометных венгерских мин калибра 81 миллиметр с взрывателями.
Самое опасное, по словам взрывотехников – это извлекать авиабомбы, потому что там бывает взрыватель – часовой механизм. Он не сработал, бомба осталась в земле, но при толчке механизм может вновь включиться..
– Был случай, когда взрывали 250-килограммовую авиабомбу, которую нашли при строительстве свинарников в Новом Осколе, – говорит Куликов. – Видимо, не взорвалась при падении самолета. Возле разрушенной церкви села Жуково, которого уже нет сейчас, находили 50-килограммовую авиабомбу. Почему со временем появляется много взрывоопасных предметов? Говорят, земля каждый год выталкивает наружу 20 сантиметров, во время этого процесса и выталкивает боеприпасы. Весной начинаются земельные и полевые работы. То трактор плугом поднимет, то чья-то лопата или ковш вытащит наружу боеприпасы.
Конечно, в работе взрывотехников есть свои основные правила. Необходимо определить сам боеприпас, в каком он состоянии. Есть первая, вторая и третья категория опасности. Первая степень – когда взрыватель боеприпаса не прошел канал ствола; вторая – когда прошел канал и он уже взведен. Третья степень - это самодельные и специальные взрывные устройства, заниматьсяч которыми – прерогатива специального подразделения ФСБ.
Конечно, главное правило – это осторожность и сосредоточенность при обезвреживании боеприпасов. Хочется пожелать всем сотрудникам, чтобы все они были живы и здоровы.
В этом году старооскольскими взрывотехниками обезврежено порядка полутора сотен боеприпасов. В одном месте сразу 66 штук
76-миллиметровых снарядов обезвредил спасатель- пиротехник Олег Касинский. Такой «урожай» собрали возле поселка Ливенка Красногвардейского района.
– Во время войны в том месте стоял артрасчет, – рассказал Олег, Вадимович,- видимо, когда уходили, оставили снаряды. Они были аккуратно сложены в окопе. Снаряд считается опасным, если прошел канал ствола и не взорвался. Может даже в руках сдетонировать. Если взрыватель окислен, внутри может сработать игольчатый механизм и также произойти детонация.
Олег Вадимович уже 14 лет в поисково-спасательной службе. В 2001 году отучился на взрывотехника в Воронеже. Ему приходились извлекать и авиабомбы, и мины.
– Когда начинаешь обезвреживание, то какие чувства испытываешь? – задаю вопрос спасателю.
– Если честно, не боятся только дураки, – отвечает он. – Конечно, есть боязнь, но она подталкивает к точности действий. Это можно называть профессиональной осторожностью. Когда извлекали снаряды в Ливенке, все сделали аккуратно и привезли их целыми. Я думаю, что нашел себя в своей профессии, она мне нравится.