Лето заканчивается, скоро в школу – а перед школой родители выбирают своим детям телефоны, чтобы всегда быть с ними на связи. Поэтому август – лучшее время, когда можно подумать о приобретении для ребенка удобного, «продвинутого» и при этом недорогого гаджета.
Вопрос этот возникает каждый год – нужен ли мобильный телефон ребенку в школу и, если нужен, то какой? Моя 15-летняя дочь просит меня купить ей новый телефон примерно раз в год, и как раз перед школой, чтобы похвастаться новинкой перед одноклассниками после летней разлуки.
Слишком шикарный смартфон я ей купить не могу – нет финансовой возможности, да и незачем, на мой взгляд, такую супертехнику каждый день подвергать опасности быть украденной или утерянной. Но и простенький кнопочный телефон дочь в руки не возьмет, познав все радости мобильного интернета и встроенной камеры для селфи.
Остается выяснить у знающих людей: какая все-таки приемлемая по цене и надежная модель лучше всего подходит для подростка? И нужны ли вообще подросткам высокие технологии. А если нужны, то для чего?
«Миром правит гаджет»
Сегодня наш собеседник – Валерий Пазюк, технический директор белгородской фирмы, которая занимается разработкой прикладных программных продуктов и внедрению документооборота в госучреждениях и коммерческих предприятиях. В индустрии информационных технологий он профессионально с 2003 года, а увлекаться программированием начал еще со школьной скамьи.
– Сейчас я понимаю, что никакие школьные уроки информатики не дали мне в то время больше, чем личный опыт знакомства с продвинутыми технологиями. И с тех пор я постоянно учусь чему-то новому – без этого в нашей сфере нельзя, - говорит Валерий. – Как и в разработке программных систем в целом, так и в игровой индустрии в частности. В одной из новостных групп я однажды увидел проект школы программирования для детей с упором именно на разработку компьютерных игр, эта идея мне настолько понравилась, что я решил внедрить ее в Белгороде. Сейчас я занимаюсь с группой школьников 8-12 лет, обучаю их программированию и разработке игр с помощью планшетов.
- Валерий, а для чего детям программирование?
- Нашим миром начинают уверенно управлять информационные технологии и современные средства коммуникаций. Появление «умных вещей» – сейчас даже холодильники имеют доступ в Интернет, «умные» автомобили, которые сами могут ездить без участия водителя. Проектирование уже сейчас более высокотехнологичных производств – это всё требует современных знаний в области информатики. То есть можно с уверенностью сказать, что обозримое будущее зависит как раз от инженеров, которые занимаются развитием IT-технологий.
Недавно разработчики создали шлем со специальными приспособлениями, с помощью которого можно находиться как бы внутри 3D-изображения – и такую программу установить в своём мобильном телефоне. Появляются также технологии распознавания, то есть компьютерное зрение, – все наслышаны про игру в покемонов. Игрок, наводя камеру смартфона на любую реальную площадку, может увидеть виртуальных существ. Это говорит о том, что задел на будущее уже есть – появление нейронных сетей, распределенных вычислений для поиска той же вакцины от ВИЧа или рака, а это не только информационные технологии, но и развитие химии – разработка различных нано-материалов, из которых в будущем будут создаваться материалы совсем другого качества. Плюс биология вместе с информационными технологиями – это перспектива развития восстановительной медицины, различных протезов и медицинских материалов.
Так что сейчас языки программирования не менее важны, чем международный английский. Если ребенок начинает готовиться к программированию уже сейчас, у него в будущем не будет коммуникативных проблем, он сможет свободно овладеть любым гаджетом, предметом, агрегатом, программой, он сможет алгоритмически мыслить.
Я преподаю детям на базе языка Scratch - это визуальная среда разработки, в которой команды и все происходящее управляется командами, которые состыкованы как лего – и ребенок не только учится программировать, но и создавать интерактивные приложения, то есть, помимо создания каких –то вычислительных программ, можно создать и полноценный мультфильм, и компьютерную игру.
- А как вы относитесь к тому, что дети сейчас вместо того, чтобы гулять и играть, сидят, уткнувшись в телефоны? Нужно и можно ли с этим как-то бороться?
- Да, это ненормально, но я их понимаю. Получается, что ребенку то, что происходит на экране, интереснее того, что вокруг, если жизнь его серая и однообразная. Тут, мне кажется, надо больше родительской инициативы – берите детей с собой в путешествия, больше времени проводите вместе – на природе, в занятиях спортом, в каких-то домашних или культурных мероприятиях. Помогите ему увидеть, как интересен и ярок окружающий мир! Сходите с ним в лес по грибы, на речку с удочкой, сводите его в театр – именно в театр, а не в кино! Даже если фотографией увлечь – но тут нужна «зеркалка», чтобы он учился видеть мир через объектив, художественно, в перспективе, а не через тот же экранчик смартфона. Чем больше реальных предметов и событий его заинтересует, тем легче будет бороться с виртуальной реальностью.
- Как эксперт, который занимается программированием с детьми – порекомендуйте, какая все-таки техника нужна ребенку в школу?
- Я всегда рекомендую два гаджета: обычный кнопочный телефон и обязательно планшет 9 дюймов, с большим экраном, чтобы не портилось зрение. Обычный телефон не будет отвлекать ребенка на тех же покемонов, а планшет с интернетом нужен для занятий, особенно старшеклассникам. Если все же брать более «продвинутый» телефон, то он тоже должен быть с большим экраном, с высокой четкостью изображения. С этой точки зрения, например, модель Tele2 Midi как раз соответствует требованиям.
Последовав совету эксперта, мы отправились в салон связи Tele2, чтобы посмотреть на новый смартфон. Моей «продвинутой» дочери сразу понравилось то, что это операционная система Android 6.0, а значит, телефон современный и «шустрый» – она пояснила мне, что у него четырехъядерный процессор, оперативная память в 512 мегабайт и жесткий диск в 4 гигабайта – то есть такой процессор сопоставим с компьютером среднего уровня, какие продают у нас в магазинах. Мне же понравилось, что у телефона большой экран, а задняя крышка немножко шершавая, поэтому в руках он не скользит и дочь его случайно не выронит. Также в телефон можно вставить сразу две SIM-карты – значит, ребёнок всегда будет на связи.
Мы выбрали из двух вариантов – черного и белого – белый, девичий смартфон, и конечно, больше всего мне понравилась его цена – всего 2890 рублей.