Святые были, есть и будут
Татьяна Черных, «АиФ-Черноземье»: Батюшка, в дни Светлой седмицы хочется говорить только о хорошем. Что самое сокровенное для христиан? Что являет собой Пасха Христова?
Отец Андрей: Вспомните Евангелие от Матфея — когда к Спасителю обратились с вопросом: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» — Иисус сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:36-40). Так что для нас главное — христианская любовь, стояние в христианской истине, расторжение греховного ярма страстей и соблазнов, освобождение от оков неправды. Наивысшее, святейшее среди них — любовь. Апостол Павел писал очень проникновенно: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. «…» Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:1-8). Пасха — благодатный плод Любви Божией — «Христос Воскресе!». Как передал Апостол Любви: «Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин.15:11).
— Сегодня нередки разговоры, публичные высказывания людей, разочаровавшихся или не доверяющих церкви. Как к ним относиться?
— На восприятие людьми Русской православной церкви и православия в целом влияет несколько факторов. Во-первых, низкий уровень духовной грамотности значительной части населения СССР и, преемственно, Российской Федерации. Во-вторых, активная деятельность деструктивных культов, маскирующихся под «белых голубков и барашков». В-третьих, массированная духовно-информационная агрессия из-за границы (гибридная война). В-четвёртых, реальные позитивные и негативные процессы внутри церкви. Привожу поясняющие примеры: в начале 1990-х годов Збигнев Бжезинский утверждал: «После крушения коммунизма наш самый главный враг — русское православие». А вот заявление в 2014 г. министра иностранных дел Швеции, одного из творцов политологии ЕС Карла Бильдта: «Православие — главная угроза для западной цивилизации… Новая антизападная и антидекадентская линия Путина опирается на глубоко консервативные православные идеи». Адепты сатанинских культов всегда стремятся совершать свои богохульства именно по отношению к православным и в православных храмах. Почему же они игнорируют другие религиозные объединения?
Очевидно, что Русская православная церковь — традиционная конфессия. Православие — такая государство-, социально— и культуро-образующая религия, которая внесла значительный устойчивый позитивный вклад в историю, традиции, культуру, самосознание и язык многих российских народов. Важно также её конкретное созидательное влияние на официальный российский государственный язык, на государственную символику и российское право.
Однако значительная часть населения России мало что знает о действительной жизни и деятельности Русской православной церкви. Большей частью их позиции формируются слухами, сплетнями, дезинформацией, выпячиванием отдельных негативных происшествий — тому я часто обнаруживаю печальные подтверждения в своих беседах с соотечественниками. А святые всегда были, есть и будут в Русской православной церкви, и господа сатанисты и западные идеологи сие хорошо знают. Только надо желать и уметь их видеть. И грешники тоже всегда были, есть и будут — и церковь стремится исцелять падших. И нужно всё это различать, а не сваливать в общую кучу. Как правило, духовная предвзятость и слепота человека объясняются просто — наличием у него собственных потаенных грехов.
Без новой апостасии
— 100 лет назад, в революцию 1917 года, наш народ уже допустил апостасию, то есть отступление от Бога. Не кажется ли вам, что сейчас происходит нечто схожее?
— Но разве народ утратил веру в правоту церкви сто лет назад? Откуда же тогда появились тысячи и тысячи новомучеников святых, которых ныне прославляет церковь? Почему теми, кто управлял толпами богохульников, разрушавших храмы и истязавших верующих, причём не только православных, но многих иных конфессий, руководили антироссийские «вожди», а не коренные носители отечественной культуры? И сейчас многие провокации против веры и церкви оплачиваются Соросом и Ко.
— Не так давно в сети появился интернет-ресурс «Ахилла», названный так по имени одного из главных героев «Соборян» Лескова — диакона Ахиллы. Там, например, опубликована исповедь анонимного священника, утверждающего, что многие из священнослужителей вообще не верят в Бога, а для мирян священник предстаёт этаким сказочным Дедом Морозом, который всех обманывает. Что вы на это скажете?
— Я сам — протоиерей, почти 10 лет служивший проректором научной деятельности в Белгородской православной духовной семинарии, много лет изучающий различные религиозные культы, — свидетельствую, что «исповедь» анонимного священника «Я надеюсь на революцию в РПЦ» есть заказной пасквиль, лукаво использующий и подтасовывающий отдельные факты в правдоподобную басню. Да, обличать и исправлять реальные недостатки необходимо. Но мазать всё чёрной краской подло.
— Но там ещё говорится о «тоталитарном принципе» управления внутри церкви…
— Каждый разумный человек знает, что управляющая вертикаль необходима в любой системе, иначе она быстро превратиться в бесформенный кисель. Тем более, когда речь идёт о божественных таинствах. В любом обществе всегда найдутся духовно и психически больные люди, которые будут настаивать на инновациях и революциях — и необходимо им противостоять, в том числе и силой. Если кто-то критикует иерархию церкви — в целом, а не отдельных конкретных иерархов, значит он втихую мечтает заменить её на свой вариант беззаконной иерархии. Вопрос, с какой целью и ради каких ценностей?
Чем привлечь людей?
— Недавно режиссёр Кирилл Серебрянников снял фильм «Ученик» о юноше-одиннадцатикласснике, который стал фанатиком на почве чтения Библии. В фильме фигурирует священник, который настойчиво зовёт этого парня в храм — а нужны ли церкви такие вот одержимые молодые фанатики?
— Бездумный фанатизм, конечно, недопустим, и церковь не приемлет его. Однако любое наше деяние невозможно без определённой целеустремлённости и твёрдости: от написания картины или музыкального произведения до рождения и выращивания ребёнка. При великих деяниях всегда появляется некая мера фанатизма. Например, Бетховен или Королёв были для многих их ближних людей как бы фанатиками.
— Сейчас часто говорят о возможностях, упущенных церковью в девяностые и нулевые. Не считаете ли вы, что нужно было больше заниматься людьми, открыто общаться с ними, обучать хотя бы церковнославянскому языку, чтобы богослужение стало понятнее?
— Чем церковь, в первую очередь, может привлечь людей? Прежде всего, своей многовековой культурой любви и истины в самом высоком смысле этих понятий: «мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор.8:1). Почитайте непредвзято подлинные произведения святых отцов и верующих учёных, например, Сикорского, Раушенбаха и иных, и для вас откроется прекрасный мир, которым жили и живут многие поколения.
Или взять церковнославянский язык — как с ним быть? Обратите внимание на то, что современные иудеи, мусульмане, неоязычники — все стремятся самым тщательным образом сохранять свои сакральные языки. Эти языки являются духовным стержнем их этнокультуры, их духа и веры, условием их существования как такового. А мы презрительно отворачиваемся от духовной основы нашего русского языка и нашей культуры — церковнославянского языка. И тогда неизбежны деградация и внедрение чуждой духовности и культуры…