Примерное время чтения: 16 минут
986

Протоиерей Николай Германский: «Каким должен быть русский мир?»

Татьяна Черных / АиФ

Отец Николай  - настоятель Свято-Никольского храма в районном центре Ракитное  Белгородской области, в котором  в свое время много лет служил один из самых известных старцев нашего времени – отец Серафим (Тяпочкин).  О.Николай -  не только священник, но и педагог,  литератор, он стал в 2013 году победителем конкурса «Крепка семья - крепка Россия» в номинации «Лучший отец года».  В эти пасхальные дни мы беседуем с батюшкой о самом главном – о вере и о судьбах нашей страны.

«Чтобы услышали – сегодня надо кричать»

- Батюшка, сейчас идет Год литературы, и, я слышала,  ваши произведения выдвинуты на литературную премию «Прохоровское поле»?

- Я тоже об этом слышал, но, мне кажется, этот факт требует подтверждения.  В 2014 году вышла в свет моя новая книжка «Ехал я как – то по дороге».  Она представляет собой короткие дорожные размышления. Мне кажется, что сегодня как раз таких небольших произведений:  при нынешнем клиповом мышлении люди почти не читают. Убежден, с книгой расставаться нельзя и необходимо прививать к  ней вкус и особенно молодежи. Интернет не ответит на все вопросы, а может быть, даже еще больше  запутает.  А вот книга - с шуршащими страницами, которую держишь в руках, словно живое существо. – это совсем другое.  И только коротким произведением, свежей мыслью, а, может быть, и криком, исходящим из сердца, можно зацепить человека, заставить его задуматься.

- Вы говорите – надо кричать, чтобы задеть – а какие темы задевают?

- То, что меня задевает, о том я  говорю. Высасывать из пальца бессмысленно. Что-то меня трогает – и уже не нужно ничего сочинять, я просто записываю мысль, и все, причем активно писать я начал совсем недавно, всего года три-четыре назад - до этого в юности писал стихи.

- Вы пишете о церковной жизни?

- Знаете,  я не разделяю церковную жизнь и жизнь обычную – это  все равно, что разделять меня как человека и как священника. Условно, конечно, это сделать можно,  но стержень-то  у меня один и нравственные принципы одни, - другой вопрос, как я их исполняю? Счастье, когда человек, взрослея, начинает осознавать, что проживает свою жизнь неправильно – ведь многие живут и не задумываются об этом, но умудряются учить других, доказывая свою правоту, зачастую «высосанную из пальца». Но нормальный, совестливый человек обязательно заметит в себе недостатки и начнет видеть в себе недостатки, начнет искать ответы на извечные вопросы жизни.

И я искал  на них ответы,  и всегда была тяга познать истину, истина для меня всегда была чем-то сакраментальным, притягательным,  даже когда я еще толком не знал,  что это такое. Найдешь, бывало,   какую-нибудь книжку в «Букинисте» - лет сорок назад, мне тогда было двадцать с небольшим,  – а там какой-нибудь Дешан, средневековый французский философ, откроешь страничку, а там это слово – истина – и отдаешь  за эту книжку последние деньги, читаешь-читаешь, а там всё не то, все вокруг да около… И только когда я пришел в Церковь, будучи в возрасте 30 лет,  я понял – не просто умом, а почувствовал всем существом, что я пришел туда, где мне хорошо, что  я пришел домой. А потом эта тема начала раскрываться – и до сих пор раскрывается.

 «Дети страшных лет России»

- Хочу спросить  вере, об отторжении от нее молодых – почему это происходит?

 - Я хочу заступиться за молодежь,  потому что им досталось такое тяжелое  время – ужасно тяжелое!  Если  говорить о том,  почему молодежь сейчас  так плохо верует и мало доверяет Церкви –  вспомните, ведь был огромный провал в жизни страны, после того, как не стало советской идеологии. Пусть она была и неверна в корне,  но сохраняла какие-то нравственные принципы. Именно нравственные,  не духовные. Людей учили этой нравственности – но 70 лет обманывали,  говоря, что Бога нет. А потом пришло безвременье, которое  гораздо страшней. Ведь в советское время люди все равно веровали, пусть интуитивно,  неосознанно,  и шли в храмы крестить своих детей. А нынешняя молодежь  родилась в период, когда идеологии не стало, все просто  выживали. Но тем не менее,  наша ментальность, наша русская суть не позволила погибнуть России,  даже когда, казалось бы, уже все было сделано для того, чтобы она погибла!  Люди ходили на работу, месяцами не получая зарплаты – где в мире еще такое возможно?! Такой меры ответственности нет ни в одном народе! Люди оставались людьми, хотя, конечно, православный облик был искажен, и очень сильно, до неузнаваемости – и в революцию, и в 30-е годы, и в 60-е,  во времена так называемой «оттепели», когда храмов было разрушено больше, чем во времена революции и гражданской войны.

- Но и сейчас порой кажется, что мы живем в языческой стране, где воцерковленными являются только 4-5% населения?

- Процент глубоко верующих людей  и тогда, и теперь  примерно одинаков – но при этом мы ведь не можем сказать, что наш народ неверующий! Потому что хотя бы по социологическим исследованиям более 80% россиян считают себя православными. И мы не имеем права отказать ни одному из этих людей в их вере, пусть она и несовершенна. Пускай они не воцерковлены, но интуитивно, на уровне души люди хотят быть в лоне родной веры. Ведь была прервана связь времен, прервана основательно, но внутренняя, генная память живет в человеке, ему нужно только немножечко помочь.  А тут еще сегодняшнее присутствие абсолютного информативного  хаоса, когда на головы наших детей  вываливается такое обилие абсолютно разной и в большинстве своем абсолютно недоброкачественной информации о жизни как таковой! Взять,  например, нашумевший фильм «Левиафан» Звягинцева, , который снял его якобы из огромной любви к России. Но, на мой взгляд, главная суть фильма заключается в том, что для русского человека нет места в жизни, ибо по сути своей он способен лишь на хамство, предательство и беспробудный алкоголизм. Как будто не мы первыми полетели в космос, как будто бы не у нас самый лучший балет в мире и как будто бы не русский инок преподобный Андрей Рублев, написал икону Святой Троицы, приводящую в изумление любого, взирающего на нее, представителем какой бы части света он ни был. Да и так, как у нас молятся, не молятся больше нигде. Конечно, виноваты и мы, что, может быть, не всегда находим нужный язык, чтобы рассказать современному человеку о духовных реалиях и о Православии.

Православие -  сокровище России

- Батюшка, а можно ли что-то сделать сейчас, чтобы вернуть наш русский мир?

 - Нужна ответственность власти, элиты общества в вопросах воспитания. Нам не подходят западные системы, и на ключевых постах  у нас должны быть люди профессиональные, подготовленные, которые знают и помнт, в какой стране они живут, каковы наши корни, какова наша миссия. Мы должны осознавать роль Росси в жизни мира! Русская классика отвечала на эти вопросы: Достоевский, Иван Ильин, другие великие русские писатели и философы. Ильин говорит: «Русский человек без Бога есть неудавшееся существо». Достоевский говорит: «Русский человек без Бога – дрянь». Иустин Попович, сербский святой, который очень любил Россию и Достоевского, перефразируя и дополняя его, говорит: «Русский человек без Бога – животное, а с Богом – святой». И как это глубоко: ведь перед каждым из нас выбор, куда двигаться – к животному или к святости!

А вот если человеку наплевать на эти проклятые вопросы, то его никто не заставит ни Евангелие читать, ни Достоевского, никто не отучит плевать вокруг себя или бросать бумажки – он будет все это делать, говоря: «Я свободен, я имею право». Потому что нам предлагает эту псевдосвободу западная идеология и философия, которая в конце концов  пришла к вседозволенности, потому что она не основывается на фундаментальных евангельских принципах. И та свобода, о которой говорил Христос – она ими попрана, потому что они и от Христа отказались. В общеевропейской конституции уже убраны все места, которые напоминали, что в корнях европейской культуры лежит христианство. Нынешняя толерантнсть, нежелание якобы оскорбить иудея или мусульманина,  привела к тому, что они потеряли христианство, свою родную веру. А потеряли – наверное, потому,  что хотели потерять. Христианство говорит: не зацикливайся на земном богатстве, думай прежде о духовном: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и все остальное приложится вам» - а им ближе земное, им Христос мешает.

Господь говорит: познайте истину, и истина сделает вас свободными. Свободными от греха! Человек, познающий истину, начинает понимать,  что грех мешает ему быть нормальным, что гордость лежит в основе греховной жизни, она залепляет духовные очи  человека, и он начинает прилепляться к земному, и все его ценности переворачиваются наизнанку. А чем более человек свободен от греха, тем больше он свободен по определению. Чем ближе он к Богу, тем он счастливей, тем он радостнее, тем ближе он и к ближнему своему. Человек может понять другого человека по настоящему только тогда, когда он поймет Бога.

Сохранить историческую память

-То есть в каждом нужно стараться увидеть образ божий?

- В абсолюте это недостижимо, это вечный путь. Человек создан свободным, в этом его богоподобие. Он может выбирать . Евангелие нам говорит о том, как нужно жить, и Господь говорит: «Если хотите быть моими учениками – исполните мои заповеди». Если мы верим в слова Господа, мы будем хоть как-то к нему двигаться  - а если мы хотим пожить земной жизнью всласть, то у нас ничего не выйдет. 

И поэтому так велика ответственность власти в вопросах воспитания и просвещения своего народа. Наша главная задача сейчас – вернуть русскому человеку духовную и историческую память.  Но если делать это фрагментарно, или, как сектанты, ловить людей на улицах – ничего не выйдет. Должны быть государственные программы, должен быть системный подход. Мы не должны бояться своих корней, мы должны чаще говорить о наших традиционных, а не западных, ценностях. Мы по преимуществу православная страна, и не надо этого стесняться!  Разве мы обижаем этим мусульман, иудеев или буддистов?  Ведь это же правда! И поэтому мы должны беречь свое сокровище, потому что наша государственность и все лучше, что у нас есть,  зиждется на православном христианстве. И мы не должны  этим пренебрегать. Иначе мы просто потеряем себя и свое лицо, перестанем быть русскими и перестанем быть державой – настоящей сильной державой, с которой считаются в мире.

Ведь у них, на Западе, нет того, что есть у нас. Тот духовный потенциал, который они не распознают и не понимают – он дает нам силы быть непобедимыми. Но нужно работать, очищать и развивать себя, нужно возвращаться к тому лучшему, что было наработано нашими мудрыми предками. Принимая при этом все хорошее, наработанное человечеством – но только то,  что не вредит душе.

- А в мире о России говорят как о стране варварской, стране- агрессоре…

-  Знаете. нас не понимают, потому что русский человек призван не только к тому, чтобы работать одними мозгами – он работает сердцем, он призван к тому, чтобы взывать к Богу. И сейчас настало то время,  когда в мире осталась только одна держава, имеющая право голоса, которая борется за подлинные христианские идеалы, за неискаженное понятие справедливости и правды – это Россия. Да, есть Греция, Сербия,  есть Святая Земля, где много православных – но их в мире никто не слышит и не уважает. С ними сделали все, что можно было сделать –и  они сами, в том числе, сделали это с собой. Нельзя винить только внешнего врага. Нужно помнить, что и мы сами виноваты в своих бедах – ведь и в революцию было много врагов, было много сделано во вред России, многие сыграли на нашей доверчивости, широте души – но откуда-то ведь взялись и те, кто жгли иконы, расстреливали священников, предавали друг друга, и их было много, и это были наши люди, единокровные, бывшие единоверцы.

А сейчас, конечно,  нас боятся и ненавидят, потому что не понимают. Но лучшая  часть  людей и в Европе, и в США – элита,  опутавшая долларом весть мир, - она понимает и чувствует, что есть вещи, которые не покупаются и не продаются, и Россия у них как кость в горле. А народ – что дает ему элита, тем он и кормится.  И мы видим, как нас пытаются переформатировать, влиять на нас, разрушать наши ценности, - и общечеловеческие,  и семейные.

В одном из своих докладов на конференции, посвященной Ивану Ильину  в университете Дружбы народов я озвучил выстраданную мысль мою – формулу национальной идеи России. Она очень проста:  поскольку русский человек не может жить без любви, то получается конструкция триединой любви: любовь к Богу, любовь к Отечеству и любовь к человеку, любому, который встречается на пути.  Формула нашей национальной идее заключается в этой триединой любви.  И если бы большинтсво из нас приняло эту формулу, уверен, в обозримом будущем мы достигли бы колоссальных успехов во всех областях нашей жизни.

О семье и о радости

- Вы упомянули о семейных ценностях – а как Вы стали лучшим отцом года?

- Конечно,  я не самый лучший отец – много есть отцов лучше меня, тех,  кто постоянно занимается своими детьми. Но люди, которые мне доверяют,  попросили меня  поучаствовать в этом конкурсе  -  у меня ведь семь человек детей. Если честно, сначала  я  не хотел – но мы победили, и даже машиной нас наградили. Дети растут, дети у нас  с супругой замечательные, и любовь  к ним с каждым годом становится все глуже: они взрослеют,  начинаешь сам у них учиться. Мы ведь не знаем, сколько времени нам отмеряно – хочется  жить так, чтобы  было поменьше гадости, побольше радости.

- Любви и радости учили и великий русский святой  Серафим Саровский, и старец Серафим Ракитянский. Вы много лет служите в храме,  где служил он – чувствуете его помощь?

- Я лично не знал батюшку  Серафима, но его присутствие здесь  ощущается повсюду – порой кажется, мы все полумертвые, а он жив. Его же молитвами и многие дела здесь делаются. К нему идет нескончаемый поток людей -  по одному, по двое, семьями,  автобусами приезжают паломники со всех концов России попросить у батюшки его молитв. И те мероприятия, которые мы проводим, вызывают огромный интерес -  дни памяти, вот недавно отметили 120-летие  со дня рождения отца Серафима, проводим  Серафимовские чтения, которые назвали его именем, - на них съезжается весь цвет православной мысли страны – и философской, и литературной.

- Когда же  канонизируют старца Серафима?

- Пока идет работа  комиссии по канонизации – но вопросы эти никогда не решались быстро. Наверное, нам надо пока  потерпеть, посмиряться - все в руках  Божиих.  Надеемся, что это произойдет на нашем веку.

ДОСЬЕ
Протоиерей Николай Германский родился 9 мая 1953 г. в г.Лиски Воронежской области. Закончил Воронежский государственный пединститут. В 1983 г. был принят чтецом в Казанский храм г.Воронежа, в 1989 г. был рукоположен во пресвитеры архиепископом (ныне схимитрополитом) Курским и Белгородским Ювеналием в Сергиево – Казанском соборе Курска. В мае 1991 г. отец Николай был назначен настоятелем Свято – Никольского храма п.Ракитное Белгородской области, в котором и несет послушание настоятеля до сего дня. С 1996 г. является благочинным Ракитянского и Краснояружского округа. Также несет послушание председателя епархиальной комиссии по канонизации святых. В 2004 г. награжден медалью – знаком «За заслуги перед землей Белгородской». В 2011 г. избран почетным гражданином Ракитянского района. Автор четырех книг, произведения отца Николая печатались в журнале «Подъем» Центрально - Черноземного издательства, в журнале «Врата небесные» (Минск), «Звонница» (Белгород), «Наш современник» (Москва) и в «Роман – журнале 21 века». С 2012 года отец Николай является сопредседателем Международного Ильинского комитета.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах