Получится – не получится? – задался когда-то вопросом известный на Тамбовщине музыкант, заслуженный деятель искусства РФ, руководитель камерного хора им. С. В. Рахманинова профессор Владимир Козляков, вынашивая идею создать детский хор. Вместе со своей бывшей выпускницей Татьяной Шевченко они на голом энтузиазме организовали детский коллектив. 21 сентября 1997 года состоялась первая репетиция.
Слоёный пирог
Вначале набирали детей от 7 до 12 лет, и состав был один. Со временем, увидев определенные результаты, расширили возрастной диапазон. Сегодня «Начало» посещают порядка семидесяти человек от 4 до 17 лет. Разделили на группы: дошкольники, младший и старший хоры.
– Наш коллектив – дружная семья, которую можно образно сравнить со слоёным пирогом, – рассказывает художественный руководитель и дирижер хора Татьяна Шевченко. – Ребята разных возрастов помогают друг другу. Мы поддерживаем преемственность поколений, где старшие передают свой опыт младшим.
Классическое, духовное, народное - под силу всё
За 15 лет работы «накопили» хоровики около 400 произведений. На первом месте – классика. Серьёзное отношение и к духовной музыке. Дети изучают церковные произведения, выступая на Рождественских каникулах и в Пасхальные дни. Несколько лет подряд ездят в Свято-Успенский Вышенский монастырь, где участвуют по благословению в Божественной Литургии. Поют в Лазаревском Храме Тамбова. Ярким событием в истории коллектива останется выступление в Храме Христа Спасителя в Москве на действующей службе.
С удовольствием познают фольклор, исполняя как русские песни, так и песни других народов. И, конечно же, идет на «ура!» детский репертуар с произведениями популярных современных композиторов. Занимаются в «Начале» и постановкой музыкальных сказок и спектаклей. Уже имели дело с Тамбовским симфоническим оркестром.
Собрать детей – это только часть дела
Сидя на репетиции на самом виду у юных воспитанников хора «Начало», замечаю, что и десять минут прошло, и двадцать, а ни один из малышей не повернулся в мою сторону, не отвлёкся на посторонние предметы. Всевозможные «разогревающие» упражнения на развитие диапазона, распевки – всё проходит непринужденно. Ожидая услышать «смесь» из разноперых визжащих голосков, я, словно привороженная, наслаждаюсь чистыми, хорошо поставленными голосами.
– Собрать детей – это еще не всё: важно суметь их удержать, - признается Татьяна Шевченко. –
Нужно постоянно общаться с ребенком, изучать его. От силы пять процентов детей нашего коллектива - из музыкальных школ, практически все - без подготовки.
И это не страшно, так как необходимую базу получают дети здесь. Помимо пения познают ребята нотную грамоту, учатся играть на инструменте.
Эстрадой все наелись
Ребята среднего и старшего школьного возраста с порога спешат обнять любимого руководителя. Дружеские приветствия друг с другом и желание побыстрей приступить к репетиции.
– Почему выбрали именно хор? Сейчас ведь все в эстраду норовят попасть, – спрашиваю у них.
– Мне наша эстрада не нравится - там все куплено, - уверенно отвечает Кристина Грохотова. – Хочется научиться петь по-настоящему и привлечь этим внимание ровесников.
– Мы с удовольствием изучаем записи известных хоровых коллективов, стараемся перенять что-то хорошее, – добавляет Влад Володин.
Эти ребята не мучаются вопросом: кто меня заметит – пятого в третьем ряду? Не стыдно им и признаться, что академическое пение для них - как эталон. И умеют они отличить достойных исполнителей от «одноразовых» выскочек.
– В наше время эстрадой уже многие наелись, - поддерживает своих воспитанников Татьяна Ивановна. - Даже в развлекательных заведениях нередко теперь просят классику.
Татьяна Шевченко понимает, что не все из этих молодых людей свяжут свою жизнь с профессией музыканта (хотя есть среди её выпускников и те, кто учится профессиональному пению и дальше). Но знает, что время, отданное «Началу», не ушло в пустоту. В раннем возрасте, приводя детишек в хор, этот выбор делают за них родители, а спустя годы девчонки и мальчишки будто кожей «врастают» в единую дружную семью, где проходит добрая часть их детства. Получают здесь нравственное воспитание, учатся работать в коллективе, становятся дисциплинированными. Но самому главному - видеть прекрасное вокруг - их учит сама музыка.