«Левый берег» - дебютная картина театра «Компромисс». Но, судя по отзывам зрителей, которые уже видели отрывки, первый блин у липчан получился не комом. О том, как снять профессиональный фильм за 40 дней, имея при этом скромный бюджет, «АиФ-Черноземье» рассказал сценарист и один из режиссёров киноленты Борис Бужор.
«Мы живём в имитациях»
Картина повествует о судьбе трёх друзей – выпускников филфака местного пединститута, которые ещё успели родиться в Советском Союзе и чьи детско-юношеские годы совпали с тяжёлым, но светлом временем, когда общество, даже после распада великой державы, продолжало прививать мечту о космических подвигах и далеких планетах. Спустя десять лет они так и не стали преподавателями русского языка и литературы, а работают в предвыборном штабе Руслана Куштова, баллотирующегося в горсовет депутатов от Левого берега. И задача филфаковцев - не допустить прихода к власти главного конкурента своего кандидата Ивана Мангалова - московского коммерсанта, который хочет использовать Левый берег в своих интересах.
В основу фильма легли два рассказа Бориса Бужора, написанные им несколько лет назад, - «Левый берег» и «Море». Как говорит автор сценария, у персонажей есть реальные прототипы, но даже он теперь не вспомнит их настоящих имён и фамилий. Да и нужно ли? Ведь такая история могла произойти в любом уездном городке.
«Это кино о потерянном поколении, чьи надежды на жизнь, полную смысла, рухнули в период идеологического застоя новой России, - поясняет Борис Бужор. – Герои чувствуют себя никому ненужными, бессильными, несмотря на все старания, вписать в себя в лживый и потребительский уклад современности. В общем-то, в фильме показано общество, в котором мы все сейчас живём, где люди научились имитировать счастье, любовь, успешность, патриотизм. Одни идут вечером в караоке, пьют пиво, веселятся, другие – в спортзал и тренируются там до изнеможения. Но и то, и другое - всего лишь имитация счастливой жизни. Такую же имитацию видят герои Ремарка, когда возвращаются с войны, и от этого им становится противно, они не понимают, ради чего воевали».
Держались на «энергетиках»
В съёмках фильма участвовали актеры театра и кино Липецка, а также творческая молодёжь андеграунда – музыканты, писатели, поэты.
«У нас со вторым режиссёром Михаилом Туркиным были чётко поделены роли. Миша отвечал за «картинку» - искал локации: гонял на машине по ночному городу, смотрел, как река отражает свет фонарей и занимался прочими подобными делами. А я - за драматическую часть – писал сценарий (а потом переписывал его пять раз), подбирал актёров. Практически все, кому я предложил сыграть в фильме, согласились, - рассказывает Борис. – Я долго не мог найти актрису на роль эдакой стервозной представительницы современного поколения. А тут мне позвонила одна девушка, сказала, что хочет попробовать. Оказалось, что она и не актриса вовсе, а работает продавцом в мебельном магазине. Но у неё очень хорошо получилось сыграть стерву, и мы утвердили её на роль».
Сам Борис сыграл в фильме три роли, в том числе злодея-коммерсанта из Москвы. Но, говорит, это была вынужденная мера, так как один из актёров не смог приехать на съемку.
Всего в фильме снялись 42 актёра, не считая массовки. Причём совершенно бесплатно. И актёров, и режиссёров, и операторов объединяло одно желание – снять хорошее художественное кино. Ради него они почти на полтора месяца выпали из жизни, абсолютно осознанно, добровольно.
«Иногда съёмки длились по 16-18 часов в сутки. Я успевал только приехать ночью домой перекусить и - обратно на площадку, - признаётся Борис. – Каждый держался, как мог: кто-то на энергетиках, кто-то на кофе, а я, чтобы оставаться бодрым и не уснуть, готовил себе чайные смеси».
Без синяков не обошлось
«Левый берег» - полностью липецкий проект, что лишний раз доказывает: кино может сниматься не только на профессиональных студиях.
«Липецк очень кинематографичен, - говорит Борис Бужор. – Он подходит для съёмок кино в жанре реализма – здесь есть и промышленная зона, и колоритные жилые кварталы, и красивые природные места. Один из главных плюсов города – холмистый рельеф, для операторов это просто находка: очень хорошо получаются сцены с движущимися машинами».
Кстати, несколько раз съемочной бригаде приходилось искусственно создавать на дороге пробку, провоцируя праведный гнев автолюбителей. Но чего не сделаешь ради удачного кадра?
«Актёры и в ледяной воде купались, и кросс бегали, - продолжает Борис. – Между прочим, сцену боя нам ставил заслуженный тренер по боксу. Он никому спуску не давал, чтобы подготовить героев к поединку, заставлял их пробегать в день по несколько километров. Так что в фильме актёры дерутся по-настоящему. И синяки тоже настоящие».
Съёмки шли на побережье Матырского водохранилища, на Сырском Руднике, Тракторном, Новолипецке, в Университетском микрорайоне, в сёлах Коренёвщино, Доброе и Плеханово, а также в центре Липецка. В одном из кадров хорошо видна панорама улицы Первомайской. Несколько сцен снимали в заброшенном детском лагере «Парус», а также в спорткомплексе «Динамо» и ДК «Городской». Везде в основном пускали бесплатно.
«Были и забавные моменты. Как-то мы снимали на новых микрорайонах, вдруг набежали бабульки и, приняв нас за телевидение, стали наперебой рассказывать о своих проблемах, еле отбились», - смеётся Борис.
Бюджет - скромный
Сейчас идут досъёмки фильма. Премьера киноленты состоится ориентировочно в декабре. Картина имеет возрастное ограничение +18.
«Изначально мы хотели снять короткометражку, но у нас только сценарий получился на 30 страниц, а по ходу съёмок ещё дописывался. В итоге вышел средний метр, - рассказывает Борис. – Для многих, как и для меня, это был первый опыт работы в кино. И я надеюсь, он удался. По крайней мере, зритель точно увидит профессиональную картинку».
Для съёмочной бригады это был своего рода вызов: сделать хорошее кино за сравнительно небольшие деньги – большую часть бюджета составили личные сбережения участников проекта и деньги, которые театр заработал за год. Но ведь в истории отечественного кинематографа немало примеров, когда режиссёрам, имея скромный бюджет, удавалось снять фильм, который полюбит вся страна. Тот же «Брат» Алексея Балабанова стоил всего 10 тысяч долларов. Даже знаменитый свитер, который носил Данила, был куплен в сэконд-хенде.
«Одежда у нас была своя, с реквизитом друзья выручали: один «Ауди» за три миллиона одолжил, другой – «восьмёрку», так что мы даже меньше потратились», - улыбается Борис.
«Левый берег» смело можно назвать самым большим проектом театра «Компромисс» за год своего существования. Фильмом уже заинтересовались организаторы фестивалей.
«Кто-то назовёт картину провокационной. Хотя, мне кажется, это высокопатриотическое кино о нравственности», - говорит Борис.
А пока продолжается работа над фильмом, режиссёр уже думает о новых проектах. В ближайших планах – поставить премьерный спектакль, а там снова и за кино можно взяться.