Примерное время чтения: 7 минут
597

«Народ начинает просыпаться». Вадим Кривошеев о том, нужен ли зрителю театр

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ-Черноземье 20/12/2017

«Зачем люди идут на спектакли? Получить удовольствие, сопереживать, чтобы выйти из театра и понять, какой ты: хороший или плохой. Как говорил дедушка Станиславский, сверхзадача любого вида искусства — сделать этот мир лучше», — считает главный режиссёр Воронежского театра юного зрителя Вадим Кривошеев.

Дети — родителям и наоборот

Досье
Вадим Кривошеев родился в 1979 году в Воронеже. Закончил театральный факультет ВГИИ, отделение режиссуры Высшего театрального училища им. Щукина. С 2000 года — актёр ТЮЗа, с 2015-го — главный режиссёр.

Анастасия Ходыкина, «АиФ-Черноземье»: Вадим Леонидович, на днях в ТЮЗе состоялась премьера для взрослых — «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннесси Уильямса. Театр отходит от репертуара для детей?

Вадим Кривошеев: Для привлечения к нам студенчества и среднего поколения мы поставили несколько взрослых спектаклей, например, «Чудики» Шукшина о простых и трогательных сельских жителях или «Шикарная свадьба» Роберта Хоудена — это молодёжная комедия положений, где за два часа до венчания пара понимает, что они не будут вместе, настоящая любовь где-то рядом, но не здесь. Таким образом, мы делаем акцент на комплекс спектаклей для разного возраста, конкретней — на семейный просмотр.

— Одним из самых выдающихся детских спектаклей советского времени в вашем театре был «Конёк-горбунок». За 20 лет его поставили на сцене более 500 раз! Не собираетесь его воссоздать?

— Собираемся, 20 декабря состоится премьера. Эта будет осовремененный спектакль: с новым ритмом, музыкальным оформлением, с техническими новшествами. Уверен, что постановка будет пользоваться успехом: здесь и русские народные обычаи, и волшебство, и дружба, и любовь. Современный ребёнок очень активен, и новый «Конёк-горбунок» попадёт в ритм юного зрителя, чтобы тому было интересно следить за литературными героями. Даже Иванушка-дурачок шалит уже по-современному. Действие настолько динамично, что ему некогда лежать на печи. Спектакль также напомнит детям, что русская народная сказка жива и интересна. Она будоражит наши корни, которые ничем не уничтожить, несмотря на давление со стороны Европы и Америки. Вообще, я ужасаюсь тому времени, когда ребёнок больше не будет знать, что такое печка, кистень или завалинка.

Кстати, спектакль «Конёк-горбунок» был первым в моей жизни. Причём всё началось с курьёза. Нам, четвероклассникам, в школе продали билеты на спектакль «Озёрный мальчик», и на них почему-то было написано ТЮЗ, но нас предупредили, что идти нужно в Кукольный! Тем не менее отец повёл в меня в ТЮЗ, как было написано на билете. Приходим, а наши места заняты, и идёт «Конёк-горбунок». Помню, была масса впечатлений, и я вышел из театра очумевший от восторга! Конька-горбунка тогда играл Анатолий Абдулаев, а Ивана — Александр Тарасенко, впоследствии я с ними работал на одной площадке, а тогда и подумать не мог, что так сложится судьба. И что интересно — тот билет с технической ошибкой я храню до сих пор.

Голосуют билетами

— А какие спектакли поставили уже вы?

— Два года назад, став главным режиссёром, я загадал, что в этом театре будет ставиться только хорошая литература. Сразу поставил пьесу по сказкам братьев Гримм, потом «Вождь Краснокожих» О’Генри, «Василия Теркина» Твардовского, «Кошкин дом» Маршака…

Вообще, если сам режиссёр не влюблён в персонажи и сюжет, то ничего дельного на сцене не выйдет. Вот сейчас некоторыми «деятелями» поднимается глупый вопрос: кто победил в Великой Отечественной войне? Чтобы донести детям правду, я поставил «Василия Тёркина», потому что это рассказ о человеке, который прошёл войну. Театр, как и любой вид искусства, — настоящее оружие…

— Как думаете, почему, несмотря на занятость, современные люди ходят в театр?

— Зачем люди идут на спектакли? Получить удовольствие, сопереживать, чтобы выйти из театра и понять, какой ты: хороший или плохой. Как говорил дедушка Станиславский, сверхзадача любого вида искусства — сделать этот мир лучше. В театре задуматься о духовном помогает всё: сама пьеса, движущаяся картинка, музыка, дизайн… Для детей — это средство воспитания, старшеклассники увидят, что школьная программа не так уж и скучна, и захотят перечитать произведение, а став взрослыми, будут и дальше ходить в театры.

Назначение театра не может меняться. Правда, сейчас некоторые современные драматурги диктуют свои темы и мораль, где через всё чёрное проступает нечто человеческое. Но пока, замечу, они не находят отклика — сказки современных драматургов быстро сходят с театральных подмостков. А любимые детворой классические сюжеты — «Пеппи Длинный чулок», «Морозко», «Серебряное копытце», «Том Сойер» — долгие годы пользуются успехом. Артисты уже выросли из своих ролей, пора омолаживать состав, а спектакль всё живёт и востребован. Зритель голосует билетом, и в конечном счёте именно он решает, хорош спектакль или нет, и как долго он останется в репертуаре.

«Шелуха» спадёт

— А вообще театр сейчас популярен?

— На «Конька-горбунка» билеты были раскуплены задолго до премьеры — во-первых, новинка, во-вторых, сезон. А вот в конце января будет уже сложнее заманить зрителя в театр — люди потратятся на праздники и всего насмотрятся. Да и в целом, если обратиться к прохожим с вопросом, когда вы были последний раз в театре, то, думаю, ответ будет удручающим. Экономическое положение в стране рождает угнетённость, которая давит на людей — у каждого полно забот. К тому же театр конкурирует с кино и телевидением, сейчас любой спектакль можно посмотреть в Интернете, не выходя из дома. Появились и 3D-спектакли. Идёт погоня за техническими новшествами.

Но не всем театрам везёт заработать столько денег, чтобы обеспечить себя этими новинками. Нам бы сейчас хотя бы со светом справиться. Находим другие пути: перед премьерами организуем интерактивные шоу. Так, например, перед «Тёркиным» театральные звонки сделали в виде военных частушек, раздавали бублики и чай, была «военная зона», где можно было сфотографироваться на фоне костерка, патефона, ящиков из-под снарядов. Но всё же не в технических новшествах дело, на первом месте — душа. Со временем вся «шелуха» спадёт, и зритель пойдёт в театр по назначению — думать. Здесь каждый спектакль не похож на другой. И мне кажется, народ уже начинает просыпаться и чувствовать дефицит культуры. Впереди — ещё огромная работа.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах