300 лет оно было взаперти. А теперь вырвалось на свободу и летает со страшным завыванием по сцене академического театра драмы им. Л.Н. Толстого, пугая пока что только актеров, но скоро дойдёт черёд и до зрителей.
У каждого свой замок
Циники наверняка скажут, что привидений не существует. А мы скажем, что они просто не читали Оскара Уайльда. Потому что если бы читали, то и не в такое ещё поверили. «Кентервильское привидение» полтора десятка лет донимает разные театры страны. Теперь призрак замка Кентервиль поселился в липецком театре драмы с лёгкой руки актёра и начинающего режиссёра Романа Коновалова.
«Наш художественный руководитель Владимир Кравченко пригласил педагога по вокалу поработать с актёрами, а я подумал: раз уж мы всё равно будем заниматься вокалом, почему бы не воспользоваться возможностью и не поставить что-нибудь такое, например, мюзикл, - рассказывает Роман. - Так и родилась эта идея, а потом мы уже подобрали под неё материал».
Почему Уайльд? Потому что даже спустя полтора века писатель, умело и тонко высмеивающий чопорность английской аристократии, не потерял своей актуальности. Ведь и мы тоже, возможно, встретив привидение, лишь предложим ему пузырёк с машинным маслом, чтобы не гремело ржавыми цепями и нам не докучало.
«За последние десятилетия наше общество огрубело и очерствело. Люди стали закрыты, жестоки, даже безжалостны по отношению друг к другу. Этой историей мы хотим сказать: давайте выйдем за рамки, в которых живём, покинем свой «замок», посмотрим на этот мир шире и станем друг к другу чуточку добрее, милосерднее. Потому что добро на многое способно», - поясняет Роман Коновалов.
Вот и юная Вирджиния, дочка хозяина дома, своей молитвой спасает душу несчастного сэра Симона – того самого кентервильского привидения. Кто после этого скажет, что чудеса не возможны?
Не поёте? Научим!
Надо сказать, что мюзикл на сцене липецкого театра драмы ставят впервые. Для работы с труппой пригласили молодого московского режиссёра, актёра театра и кино Тимура Кулова. Несмотря на то, что у него уже есть опыт постановки мюзикла, для него это тоже новый опыт.
«То, что мы задумали на липецкой земле, - это большой творческий эксперимент, проверка меня как режиссёра и актёров как многожанровых артистов, потому что здесь надо уметь всё – и играть, и петь, и танцевать. Для любого драматического театра это выход из собственной зоны комфорта», - говорит Тимур.
Перед педагогом по вокалу стоит непростая задача - научить актёра правильно петь именно в этом мюзикле, в этой роли. Хотя, кажется, липецких артистов уже ничем не удивишь и не испугаешь. Если надо спеть вниз головой – споют, только поставь задачу.
Над мюзиклом работает мощная команда: хореографы-постановщики, художник, педагог по вокалу, аранжировщики. Репетиции идут полным ходом. С утра до самого вечера актёры разучивают роли, распеваются, танцуют.
«Со стороны может показаться, что тут сложного? Вышел на сцену, спел, станцевал, но это совсем не так. Мюзикл – непростой жанр. Нужно уметь передать какие-то драматические вещи, глубокие мысли и идеи с помощью музыки. Это требует особого мастерства как от актёров, так и от режиссёров, потому что можно легко скатиться в три прихлопа - два притопа, - продолжает Тимур. – Особенно, когда в постановке задействовано много народа. Чем больше людей, тем плот легче расшатать. Но я думаю, в липецком театре плот довольно крепкий».
Напугают и рассмешат
Действие мюзикла переносит зрителей в Англию конца прошлого века. Костюмы и декорации помогают полностью погрузиться в эпоху. А спецэффекты вроде оживающих портретов усиливают ощущение сверхъестественного. Получается эдакий музыкальный комедийный триллер для семейного просмотра.
«Вообще мюзикл написан на грани детской сказкой и произведения для ТЮЗа, но мы делаем его максимально интересным и для взрослого зрителя, - говорит Роман. – Чтобы можно было прийти всей семьёй и просто отдохнуть, посмотреть хороший спектакль».
За основу режиссёры взяли современную пьесу, но и далеко уходить от первоисточника не стали. Наоборот, постарались максимально приблизиться к уайльдовскому произведению.
«С одной стороны мы хотели сделать спектакль ярким, зрелищным, а с другой - простым, понятным для зрителя, - продолжает Тимур. – Не перегружать его смыслами, а поговорить с ним на воодушевляющем, жизнеутверждающем языке».
«Единственный человек, для которого существует театр, - это зритель, - добавляет Роман. - Всё остальное - просто попытка оправдать собственные неудачи. Я не сторонник утверждения: если вы не поняли спектакль, это ваша проблема. Если что-то не получается, значит, мы где-то недоработали - все, начиная от режиссёров и заканчивая актёрами, ведь театр – единый организм. Но мы верим, что у нас всё получится».
И портреты оживут, и зрители испугаются, и засмеются, и станут чуточку добрее. Ведь чудеса случаются. Не так ли?
Премьера спектакля намечена на декабрь. Проект будет реализован при финансовой поддержке Российского фонда культуры.