Резонансное ДТП с участием актёра Михаила Ефремова заставило общество вновь обратить внимание на такую проблему, как пьянство за рулём. Актуальна она и для Липецкой области.
Выпил – не заводись
До сих пор у всех на слуху чудовищное дорожно-транспортное происшествие на улице Зелёной, которая унесла жизнь 19-летнего парня – сына известного липецкого кардиолога. Виновница ДТП в момент аварии была пьяна.
«Нас очень беспокоит возросшее количество дорожно-транспортных происшествий, совершаемых водителями в состоянии алкогольного опьянения, – говорит главный нарколог Липецкой области, заслуженный врач РФ Михаил Коростин. – С начала года сотрудники ГИБДД выявили на дорогах более 2600 нетрезвых водителей. Более 300 из них сели пьяными за руль повторно. Видимо, для таких людей не существует понятия нравственности, совести».
Почему такое происходит? В последнее время, и это отмечают многие, контроль за водителями на дорогах ослаб – возможно, из-за реорганизации ГИБДД, сокращения штата, переориентации инспекции на технические средства слежения. Но алкогольное опьянение камерами видеонаблюдения не отследишь.
«Проблема в том, что большинство ДТП совершаются людьми в состоянии лёгкой степени опьянения, которую многие даже не воспринимают всерьёз – ну, подумаешь, выпил бутылочку пива, у человека создаётся ложное впечатление, что он может контролировать ситуацию, – продолжает Михаил Коростин. – Но не будем забывать, что у алкоголя два «лица» – наркотическое и токсическое. Токсическое действие алкоголь оказывает на центральную нервную систему – на скорость и адекватность зрительно-двигательных реакций. Согласно исследованиям всего одна бутылка пива снижает скорость реакции на 0,1 сек. При скорости 60 км в час – это лишние 1,5-2 метра пути. Водителю кажется, что он мгновенно нажал на педаль тормоза, а на самом деле тормозит с опозданием. Эта задержка – всего лишь в 0,1 сек. – может стоить кому-то жизни».
Также в последнее время участились случаи употребления за рулём наркотиков, особенно среди молодёжи. Практически каждый пятый задержанный инспекторами ГИБДД водитель находился в состоянии наркотического опьянения. В следующем году правительство РФ планирует ужесточить контроль в этом направлении и обязать автомобилистов при получении или замене прав сдавать анализ мочи на наркотики.
Осторожно, таблетки!
Все знают, что нахождение за рулём автомобиля в состоянии алкогольного или наркотического опьянения – путь к лишению водительских прав. Но не все знают, что пара вроде бы безобидных таблеток может также сделать из водителя пешехода, если эти таблетки содержат наркотические или психотропные вещества. Список их довольно обширен – перечислять все не хватит страницы. Поэтому совет тут только один – внимательно читайте аннотацию к препарату.
«Коварство наркотических и психотропных веществ заключается в том, что, попадая в организм вместе с лекарствами, они могут оставаться в нём от нескольких дней до нескольких недель, – поясняет нарколог. – Например, один из распространённых компонентов успокаивающих и обезболивающих лекарств – фенобарбитал – способен снижать реакцию нейронов головного мозга ещё в течение месяца. Поэтому если кто-то начал пить такие препараты, пожалуйста, не садитесь за руль, а если сели, будьте готовы к ответственности, которую можете понести. Так как все, кто проходят сегодня медосвидетельствование, обязательно сдают анализы на наркотики и психоактивные вещества».
Причём количество этих веществ значения не имеет. Важен сам факт наличия их в организме.
Закон суров, но обоснован с точки зрения медицины. Такие лекарства угнетают центральную нервную систему, вызывают вялость и сонливость, нарушают координацию движений, снижают реакцию. Если их принимает человек за рулём автомобиля, риск дорожно-транспортных происшествий возрастает.
Важно
Среди водителей бытует мнение, что раз менять права надо раз в 10 лет, то и нет необходимости чаще проходить медосмотр. Но это не так. Срок действия медсправки – пять лет. Если вдруг что-то случится на шестом году управления транспортом, и этой справки у вас не окажется, это будет считаться отягчающим обстоятельством.