Примерное время чтения: 9 минут
599

«Доктор в мобильнике». Сосудистый хирург создал приложение для пациентов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Курск 18/09/2019

Сердечно-сосудистый хирург Курской областной клинической больницы Максим Хруслов придумал инновационный подход к взаимодействию между пациентами и докторами. Свою систему мониторинга больных он начал разрабатывать в 2012 году, когда ему было 34, а двумя годами позже стал призёром регионального конкурса «Инновация и изобретение года». Теперь практикующий хирург, доктор с учёной степенью кандидата медицинских наук, а также со вторым высшим образованием, полученным в техническом вузе, пошёл ещё дальше и создал к прежней программе для компьютера дополнение. Оно, по сути, стало «доктором в мобильнике», спасающим жизни.

Под угрозой смерти

Оксана Саницкая, «АиФ-Черноземье»: Для кого предназначена система мониторинга, и как вы пришли к её разработке?

Максим Хруслов: Среди больных сердечно-сосудистыми заболеваниями есть большое число пациентов, нуждающихся в постоянном мониторинге показателей свёртываемости крови. В частности, это пациенты с протезированными клапанами сердца, тяжёлой почечной и печёночной недостаточностью. В связи с особенностью заболеваний состояние таких больных должно быть на постоянном контроле специалистов. Пациенты регулярно сдают анализ на международное нормализованное отношение (МНО), определяющий скорость свёртываемости крови. При норме от двух до трёх единиц, если показатель ниже нижнего порога, возникает риск образования тромбов, если выше трёх — угроза внутренних кровотечений, инсультов. Таким больным жизненно необходимо принимать препараты, влияющие на свёртываемость крови.

Однако на густоту крови оказывает существенное влияние и множество других факторов — рацион питания, приём любых медикаментов, физическая активность. И если препараты нового поколения помогают поддерживать свёртываемость крови на необходимом уровне и не требуют контроля и изменения дозы препарата, то самый распространённый, известный с 1948 года и использующийся в нашей стране с 1990-х годов прошлого столетия варфарин, к сожалению, необходимо регулярно контролировать и корректировать дозировку.

Тем не менее при выборе лечения определяющим фактором для абсолютного большинства моих пациентов оказывается цена. Если месяц лечения новыми препаратами обходится в три тысячи рублей, то приём варфарина на тот же срок стоит всего 120 рублей. К сожалению, для пенсионеров и малоимущих граждан выбор в пользу последнего очевиден.

Проблема осложняется ещё и тем, что результаты анализов, проведённых в различных лабораториях, отдалённых от областного центра, не могут гарантировать их абсолютной достоверности. Ярким примером для меня стал пациент, который был доставлен в отделение сосудистой хирургии областной больницы с кровотечением. Результаты анализа МНО из районной больницы показали 1,2 единицы, а в нашей лаборатории этот показатель оказался выше почти в восемь раз! И сколько таких пациентов в глухих деревнях оказываются под угрозой смерти!

— И им проблематично даже физически добраться до районных больниц…

— Только представьте: в первый день обращения человек попадает на приём к доктору, тот даёт ему направление на анализы, второй день уходит на их сдачу, в третий пациент имеет результат, и только на четвёртый оказывается вновь у доктора и получает лекарственное назначение. Четыре дня в лучшем случае, а если это экстренный больной? В моей памяти навсегда осталась молодая женщина из Курска, которая умерла от кровотечения из-за того, что ей просто не успели вовремя скорректировать дозировку.

Постепенно я стал приходить к выводу, что контролировать здоровье людей при таком положении дел мы просто не в состоянии, а своей терапией подчас, к сожалению, даже вредим. Согласно всем рекомендациям Минздрава, лечение считается эффективным, если 70% анализов за год находится в диапазоне нормы. Проведя в 2012 году скрининг группы из 534 больных нашего региона, принимающих варфарин, мы увидели, что этот показатель только на уровне 34%. Другие регионы до недавнего времени выглядели не лучше. Согласно научным статьям от 2018 года, докторам в пределах целых регионов не удаётся превысить порог в 40%. Однако нам в Курской области переломить ситуацию и удержать достигнутый результат удалось.

Наша победа

— С чего начали свою «революцию»?

— Как ни парадоксально, в первую очередь я обратился к производителям варфарина. Мне ответили, что идея действительно хорошая, но нереальная, из области фантастики. Тогда никто не верил, что можно создать систему мониторинга, запустить её в работу и сделать эффективной. Сейчас в качестве федерального лектора я езжу за границу и по регионам нашей страны, выступаю перед врачами разного профиля на тему организации антитромботической терапии. Многие не верят в реальность осуществлённых мер, задают вопросы, как такое возможно. Ключевым моментом всё-таки является понимание вопроса и поддержка на уровне администрации области, регионального комитета здравоохранения и Фонда обязательного медицинского страхования.

А тогда, в 2012-м, я обратился к главному врачу частного медицинского центра, где работал совместителем, и, к счастью, обрёл в его лице единомышленника. Большой удачей стало также знакомство с молодым талантливым программистом. Хотя я и проходил основы программирования, получая второе высшее образование в ЮЗГУ, всё-таки за сложные вещи не берусь. Это образование расширило кругозор и позволило находить в проблемах медицины нестандартные решения.

Мы организовали единый лабораторный центр, где с помощью одинаковых реактивов, на которых никогда не экономим, получаем достоверные данные. Из районов области кровь по графику доставляют курьеры, результаты в тот же день фиксируются на едином сервере и отправляются пациентам. Если необходимы дополнительные срочные анализы, на местах есть экспресс-анализаторы, и фельдшеры-лаборанты вносят их показания в программу в этот же день.

Ежедневно на обслуживании программы дежурит доктор — сердечно-сосудистый хирург или кардиолог (всего на обслуживании пять врачей), который видит электронную историю болезни человека и его назначения, отсылает рекомендации и связывается с пациентом, если это необходимо, по телефону. Таким образом, пациент получает в день сдачи анализа квалифицированную помощь и своевременную коррекцию дозировки.

Сейчас у нас наблюдается около полутора тысяч человек, ежегодный прогнозируемый прирост к базе данных — порядка 200 человек. Ежедневно консультируем 230-250 человек, и мы с легкостью удерживаем терапевтический диапазон МНО 70% времени. Это и есть наша победа.

Как я уже сказал выше, никто на сегодняшний день в России в масштабах всего региона к нам не приблизился. Мы сохраняем в среднем 11 жизней на каждую тысячу пациентов в год и экономим несколько десятков миллионов рублей на ту же тысячу пациентов, принимающих варфарин, благодаря тому, что не приходится лечить осложнения.

Проект стал социально значимым! Людям, живущим в глубинке, в условиях дефицита финансирования здравоохранения важно знать, что о них помнят и о них заботятся на уровне государства.

Всё — бесплатно

Интерфейс мобильного приложения для пациентов
Интерфейс мобильного приложения для пациентов. Фото: Скриншот

— Какой статус имеет компьютерная программа мониторинга сегодня?

— После того, как мы несколько лет собирали статистку, была создана комиссия с участием представителей Фонда обязательного медицинского страхования и комитета здравоохранения Курской области. Оценив все экономические затраты, специалисты пришли к выводу, что содержать систему мониторинга намного эффективнее и выгоднее, чем лечить осложнения. Прошли процедуру официальной регистрации, и в 2016 году наша система вошла в программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Программный комплекс официально разрешён Минздравом для здравоохранения РФ. Обслуживаясь в системе, пациенты не несут никаких затрат. Никаких! Согласно распоряжению комитета здравоохранения, в том случае, если пациенту назначаются непрямые антикоагулянты (варфарин), его автоматически необходимо включать в систему мониторинга.

— Почему вы на этом не остановились, а выпустили летом 2019 года ещё и мобильное приложение к своей первоначальной программе?

— Пациенты на месте не сидят, ездят на отдых, отправляются в Москву на заработки. А процесс мониторинга прерывать нельзя, так что назрела необходимость делать программу портативной. В мобильном приложении четыре основных раздела: «Внести анализы», «История болезни», «Консультация врача», «Чат». Внося результаты своих анализов, пациенты должны указывать название лаборатории, где они проведены. Если лаборатория не вызовет доверия у наших специалистов, мы попросим анализы переделать, порекомендовав конкретные учреждения. В разделе «Консультация врача» нужно указать причину обращения, каждая из которых имеет градацию по цвету, обозначающему срочность: «Возникло кровотечение», «Меня госпитализировали», «Назначены новые препараты», «Вопросы по образу жизни». Ставим галочку и нажимаем кнопку «Отправить». Всё, никаких сложностей.

Конечно, большинство наших пациентов — пенсионеры, но есть и пятилетние дети с заменой сердечного клапана. Если самому больному сложно разобраться с приложением, помогают родственники, соседи, но оно, поверьте, очень просто в обращении. Раньше отправка сообщений шла через смс, и мы столкнулись с тем, что даже не весь медперсонал умеет их отправлять. Приложение мы рассылаем пациентам бесплатно, оно тоже часть программы госгарантии.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах