Пословица учит, что знания за спиной не носить. Но учебники и тетради школьники носят именно за спиной — в ранцах. Сколько же весит такой рюкзак?
Не переломятся?
Статистика сурова — несмотря на третий урок физкультуры и различные просветительские акции, год от года здоровье школьников ухудшается. Причём, по данным департамента здравоохранения Воронежской области, болезни костно-мышечной системы в структуре общей заболеваемости находятся на втором месте: «среди подростков Воронежской области и Воронежа в 2013 года эта цифра составила 190,6, а в 2015-м — 236,4 на одну тысяч детского населения».
Долгое сидение на занятиях в школе и за уроками дома, малоподвижный образ жизни провоцируют рост патологии. Вдобавок к этому — тяжёлый портфель, который способен пригнуть к земле и взрослого человека.
С одной стороны, есть чёткие санитарно-эпидемиологические нормы, регламентирующие вес учебников и школьных принадлежностей учеников, с другой — количество учебников и рабочих тетрадей не позволяет выдерживать эти ограничения.
«У меня сын учится в начальной школе, дочь — в среднем звене, рюкзаки тяжёлые у обоих, — делится мама двух школьников Наталья Волкова. — По вторникам у сына было пять уроков, и к каждому требовались учебники и рабочие тетради. У дочери то же самое в среду, только уроков уже шесть. Даже для меня её портфель неподъёмен!»
Как тут не вспомнить быстро ставшие популярными в интернете стихи поэта Антона Старикова: «Похожи учебники на кирпичи/ Размерами, формой и весом./Тому, кто решил аттестат получить,/Желательно быть Геркулесом».
Попали в «ножницы»
В прежние времена лишь к отдельным урокам приходилось брать в школу что-то дополнительное — атлас по географии или альбом для рисования. Учебник по литературе одновременно служил хрестоматией, по математике — включал в себя сборник заданий, а по иностранному языку — тексты для чтения.
Теперь ситуация иная. Учебниками, как правило, детей обеспечивает школа. Но к каждому учебнику прилагается целый комплект, приобретаемый на деньги родителей: рабочие тетради, сборники задач, проверочные и контрольные работы, дидактические материалы, прописи — как правило, размером с альбомный лист, с ламинированной обложкой, напечатанные на плотной белой бумаге… И, похоже, издательства, плодящие эту литературу, заинтересованы в том, чтобы «модельный ряд» расширялся до бесконечности.
Теперь ребёнок, чтобы не оказаться в неуспевающих, должен каждый день дома выполнять письменные задания в тетрадях по всем предметам — от чтения до музыки, и носить всю эту «макулатуру» в школу. Нагрузка на глаза и спину растёт, но, в отличие от ЕГЭ и прочих экспериментов, эта проблема остаётся в тени.
В департаменте образования, науки и молодёжной политики Воронежской области нас заверили, что школа самостоятельно в соответствии со своей образовательной программой формирует список учебников и рабочих тетрадей. Получается, что учителя заинтересованы в таком подходе? Оказывается, нет.
«Происходит нестыковка требований, предъявляемых к школьным учебникам, и выгоды издательств, которые всячески пытаются обойти ограничения, — говорит учитель начальных классов Вера Андреева. — И между этими «ножницами» оказываются родители и учителя, а главное — дети. Издательства бесконечно дробят материал, включая часть учебного в рабочие тетради. И если, к примеру, геометрический материал находится не в учебнике, а в рабочей тетради, отказаться от неё я не имею права. Выпускают пособия большого формата, на плотной бумаге, при этом на одной странице подчас всего 1-2 задания. Родители, по сути, платят за пустую бумагу».
Помоги себе сам
Для предупреждения негативных тенденций и профилактики так называемых «школьных» болезней региональный департамент здравоохранения совместно с департаментом образования, науки и молодёжной политики и управлением физической культуры и спорта на каждый учебный год составляет план-график проведения совместных пропагандистско-оздоровительных мероприятий. Основные темы: «Курить — это не модно!», «Правильная осанка — здоровая спина!», «Простые правила здоровья», «Питание школьника» и многое другое.
Всё это, конечно, хорошо, вот только никак не решает проблемы лишнего веса «школьных знаний», так же, как и советы чиновников использовать ортопедические рюкзаки. Рекомендованный СанПиН второй комплект учебников не готовы оплачивать ни родители, ни государство. И чтобы у ребёнка не развивался сколиоз, остаётся самим придумывать варианты решения проблемы: договариваться с соседом по парте носить учебники по очереди, со школой — оставлять в классе сменку, спортивную форму, надеяться на рациональное составление учебных планов и на то, что главными действительно станут интересы детей, а не отдельных «заинтересованных» лиц.