Что значит – хороший учитель? Наверное – грамотный, деятельный, добрый, справедливый… Важно также, чтобы он был отличным организатором, интересно подавал материал, пользовался авторитетом у учеников и мог объективно оценивать знания.
Однако сегодня чиновники от образования хотят в учителе видеть не только педагога, но и воспитателя, психолога, методиста. Поэтому были придуманы новые профстандарты. Так что же ждёт учителей? Готовы ли они к переменам? И с какими проблемами столкнутся сами реформаторы?
На все руки
Стандарт педагога принимается впервые. И вокруг новшества уже полно дискуссий. С одной стороны, вроде всё правильно: стандарт диктует, как строить работу с учениками. Но если тщательней изучить документ, становится понятно, что от учителя требуется слишком многое.
Например, там прописано, что педагог должен уметь работать с разными учениками, находя подход к каждому – будь то вундеркинд или ребёнок, отстающий в развитии, тихоня или малолетний преступник, местный житель или плохо понимающий по–русски иммигрант. То есть по новым стандартам в одном классе могут обучаться совершенно разные дети.
Помимо привычных обязанностей, учитель должен быть человеком современным: не просто владеть компьютером, но и вести странички в социальных сетях, быть, так сказать, «на одной волне» с детьми. При этом ему ещё нужно успевать переделать кучу «бумажных» дел: писать программы, планы, заполнять журналы – обычные и электронные, составлять отчёты… Получается, что спектр обязанностей педагога до того широк, что непонятно, как одному человеку со всем этим справиться? И главное: как перестроиться на новую систему?
– Документ даёт чёткую структуру действий педагога, – считает Лев Мозгарёв, первый проректор Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Если выполнять все предписания, то в классе будут только отличники, хорошисты и, может быть, пара троечников. Мы должны ориентироваться на лучшие образцы практики, проводить обучение будущих учителей в лучших учреждениях образования. Нужна ориентация на деятельность, а не на теорию. Учить с куском мела у доски – то же самое, что учить плавать без воды. Нужно больше практики!
Учиться и учиться
Пожалуй, самый существенный недостаток стандарта в том, что он уже вводится, а преподавание в педагогических вузах остаётся на прежнем уровне. Программы, по которым будут обучать учителей нового поколения, ещё только разрабатываются.
А как быть с педагогами, которые уже много лет отдали школе? Далеко не все учителя со стажем 10, 20 или 30 лет готовы к тому, чтобы полностью изменить свою методику преподавания. Что до молодых педагогов, то совладать с современными технологиями им, безусловно, легче, чем их старшим коллегам, но вот беда – выпускники педвузов не хотят идти в школы.
– Переход на новые профессиональные стандарты будет долгим и сложным, – уверена Галина Путинцева, руководитель отдела по образованию Острогожского муниципального района. – К примеру, в нашем районе молодых педагогов только 6–7%, остальные работают в этой сфере по 15–20 и больше лет. При внедрении стандарта придётся проводить переподготовку всех тех, кто уже много лет работает учителем. Конечно, достаточно сложно перестроиться на новый лад. Что касается молодёжи, то и здесь не всё гладко. Молодые учителя часто уходят из профессии, не проработав и пары лет, потому что не могут организовать детей, найти с ними общий язык. Они просто не справляются с той эмоциональной нагрузкой, которая сваливается на них в школе. Конечно, этому тоже нужно учить.
Больше вопросов
В последние годы даже опытные педагоги с большим стажем не всегда знают, как действовать в той или иной ситуации. Меняются дети, меняются, родители, меняется и модель отношений между ними. Вчерашние студенты не готовы к тому объёму работы, что встречает их в школе, они не знают, как общаться с детьми и завоевать авторитет и уважение.
– По статистике, около 40% молодых педагогов уходят из системы образования в первые два года практики, – говорит Роман Минаков, председатель координационного совета молодых учителей Воронежской области. – Почему? Во–первых, это психоэмоциональные проблемы – далеко не все готовы к тому, что ждёт их в школе. Во–вторых, низкая заработная плата – молодым тоже хочется жить в достатке. В–третьих, отсутствие карьерного роста – можно получить первую категорию, затем высшую – и всё, далее расти можно только, по сути, сменив профессию, став, к примеру, завучем или директором. Может, стоит вернуть должности методиста, старшего учителя? Возродить педагогические классы, где опытные преподаватели делились бы знаниями и умениями с молодыми? Это бы помогло начинающим учителям.
В общем, проблем в системе образования хватает. И, вопреки ожиданиям, документ, который должен разъяснять, как нужно работать, пока вызывает больше вопросов, чем ответов. Когда это сознаёшь, становится тревожно: какое образование получат в итоге наши дети? Останутся ли у учителя силы и время на то, чтобы вложить знания в детские головы? Или это уже не важно? Главное – соответствовать стандарту…
Компьютер в помощь
Ольга Картавцева, председатель совета Воронежского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания:
- Стандарт не свалился с неба. Сначала внедряли так называемые ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты. - Ред.). Они требуют от педагога тех же знаний и умений, о которых говорится в стандарте для учителя. Практически все школьные учителя прошли переподготовку в связи с внедрением этих самых ФГОСов.
Конечно, нельзя сказать, что всё идеально, например, некоторым учителям трудно освоить компьютер. Часть людей даже оставили свою работу - это те учителя, которые побоялись перехода на новую систему, не смогли приспособиться к новым нормам. И всё же, значительная доля учителей готова к введению новых стандартов. Опытные педагоги отмечают, что сейчас работать стало легче - компьютер и Интернет здорово помогают в подготовке к урокам. Да, не хватает более глубоких знаний психологии, компьютерных технологий, но со временем этот вопрос решится.
Знания - не главное?
Ирина Бережная, заведующая кафедрой педагогики и педагогической психологии ВГУ:
- От педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил. Изменения стандартов педагога повлекут за собой изменения стандартов профессиональной подготовки учителей. Но стандарт педагога уже принят, а образовательная подготовка пока остаётся прежней. В стандарте при описании компетенций педагога лишь восемь посвящены обучению, зато18 - воспитанию и 20 - развитию.
Конечно, мы должны уделять внимание и этим проблемам. Но сегодня при обучении будущих учителей акцент делается на знание предмета, а не на психологическую подготовку. Тем не менее, в новых стандартах психолого-педагогический компонент профессиональной деятельности учителя расширяется и приобретает колоссальное значение.