Дорожная безопасность - наша общая проблема. Вы можете быть опытным и спокойным автомобилистом, или лихачом, или пешеходом, спешащим домой – трагедия может внезапно случиться с каждым. А происходит это потому, что участники дорожного движения не соблюдают элементарные правила.
Уроки безопасности для взрослых
За 10 месяцев 2016 года в авариях, случившихся в Воронежской области, погиб 401 человек, из них - 15 детей. По сводкам ГИБДД, 3005 человек и 321 значатся в графе «раненые». Жизнь скольких из этих людей после аварии уже никогда не будет прежней? Сколько детей осталось инвалидами из-за ошибки взрослых?
Чтобы уменьшить эти цифры, в управлении ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области обратились к немецкому опыту и провели крэш-курс для молодых водителей. Это встреча с теми, кто каждый день своими глазами видит последствия пренебрежения правилами дорожного движения. Сотрудник ГИБДД, МЧС и скорой помощи рассказывают о самых страшных днях своей работы, когда на их глазах умирали люди.
«Основной наш посыл – через слова сотрудников специальных служб, которые выезжают на место ДТП, донести до молодых водителей мысль о том, что от них зависит безопасность и что учиться на чужом опыте лучше, чем на своем, - рассказала начальник отдела пропаганды УГИБДД по Воронежской области, подполковник полиции Татьяна Сушкова. - Мы подумали, что учить людей взрослых, которые сидят за рулем, на примере позитивных мультфильмов и роликов про то, что «Не ходи на красный свет – будешь жить до 120 лет», может быть, не совсем правильно. Человек должен прочувствовать, осознать и понять, что это трагедия общая. Конечно, в заключении посыл у нас позитивный, что твои мечты должны сбываться, и выбор за тобой, сделай его правильно».
Первый крэш-курс прошел в Воронежском госуниверситете. Молодые люди рассаживаются в зале, переговариваясь друг с другом или уткнувшись в смартфоны. Легкомысленное щебетание прерывает инспектор в форме. Она предупреждает, то, что предстоит увидеть и услышать участникам крэш-курса, - опыт не для слабонервных.
Полицейские планируют и дальше проводить такие курсы и привлекать к общению с молодыми водителями все больше людей со своими историями.
«С помощью ОКБ № 2 мы нашли маму, которая на видео рассказала нам о своей беде. Форматом предусмотрено участие молодого водителя, который бы рассказал о своем опыте участия в ДТП. В Санкт-Петербурге в таком проекте был парень, по вине которого, к счастью, люди не погибли, но он уснул за рулем, пострадали мама, сестра и невеста. У нас пока такого нет, кто был бы готов выйти и рассказать, но надеемся, что в будущем найдем и пригласим», - говорят организаторы курса.
Инспектор ГИБДД. «Я до сих пор вижу глаза, заполненные болью»
«Мы часто выезжаем на место ДТП. До сих пор помню одну аварию: федеральная трасса «Курск – Саратов», погибли три человека. Когда мы подходим к автомобилю, спасатели как раз вытаскивают из него девушку. Она не плакала, просто посмотрела мне в глаза. Вдруг в искореженном автомобиле зазвонил телефон. Смотрю на экран - вызывает мама. Я ответила, представилась и рассказала ситуацию. На другом конце провода долго молчали, потом женщина спросила: «Где?» Она была на месте аварии уже через пятнадцать минут, но ее дочь уже умерла в карете скорой помощи. Я видела глаза умирающей девушки и ее матери. Я до сих пор вижу эти глаза, заполненные болью. Друг этой девушку был пьяным за рулём. В эту ночь они гуляли в ночном клубе, а утром поехали кататься. И врезались в дерево. Водитель инстинктивно отвел опасность от себя, и удар пришелся именно на то место, где сидела девушка. А парень убежал с места аварии, он испугался ответственности».
Спасатель МЧС. «Такое чувство, будто человека вывернуло наизнанку»
«Я работаю спасателем уже более 20 лет. ДТП - это трагедия для всех. Группа молодых людей ночью двигалась по дороге, посыпанной гравием. Неизвестно, по какой причине, машина пролетела перекрёсток, ударилась в дерево и скатилась по склону бездорожья вниз. Один пострадавший вылетел из машины, водитель умер на месте. Девушка в салоне подавала признаки жизни. Мы закрепили автомобиль на склоне. Я оказывалась помощь девушке, у неё была сильнейшая травма головы. Я ее перебинтовал, подключил к аппарату. Спасатели достали того, кто был под машиной. У него были сломаны ребра - такое чувство, будто человека вывернуло наизнанку. Девушка ещё дышала, смотрела так, как будто не понимала, что случилось. Через пять минут ее не стало. Медикам мы сдали три труппа. Мы сделали все, что могли, но наши возможности не безграничны. И вы остаётесь со своими бедами один на один».
Нейрохирург детской больницы. «Я детский врач и порой я ненавижу взрослых»
На экране – запись с видеорегистратора. На большой скорость автомобиль сбивает ребенка и врезается в стену. Малыш выжил, говорит его мама, но навсегда остался инвалидом. Он лежит на кровати, недвижимый, подключенный к аппаратам, тело и лицо деформировано.
«Нет боли сильнее, чем боль от потери ребёнка. Если в аварии ребенок выживает, но получает черепно-мозговую травму, минимальный срок реабилитации для него - 6 месяцев. Я детский врач, и порой я ненавижу взрослых. За их безответственность перед детьми. Нетрудно пристегнуть ребёнка. При сильном столкновении непристегнутый ребёнок просто вылетает из машины. Когда мать с младенцем на руках садится на заднее сидение, она держит его как мадонна, думая, что защищает. И когда происходит столкновение, она подаётся вперёд и всем своим телом задавливает малыша. Многие дети не выживают. Когда нужна наша помощь, мы мчим с мигалками на автомобилях центра медицины катастроф. И далеко не все водители уступают нам дорогу. Помните, мы едем, чтобы спасти жизнь, когда ребёнок уже в таком состоянии, что его нельзя транспортировать в больницу. Пропускайте спецмашины, ведь они могут ехать к вашим родным».
Фельдшер центра медицины катастроф. «Я устал от бессмысленных смертей»
«Мы работаем на чрезвычайных происшествиях с большим количеством жертв. Нас вызывают, когда скорая помощь уже бессильна. Массовое ДТП на трассе М4 Дон. Подъезжая, обнаруживаем огромное количество машин и искореженную груду метали посреди трассы. Много людей в форме и очень много людей в окровавленной изорванной одежде, которые лежат повсюду: на земле, в машинах, на каталках. В ближайшей к нам машине парень и девушка. Водитель лежит на руле, лицо окровавлено. Глаза девушки открыты, она стонет. Приготовился осматривать – вижу, что в детском кресле на заднем сидении плачет девчушка лет шести. У нее не было травм, она не пострадала, но сильно напугана. Малышку передаем спасателям. Ее отец уже был мертв. У мамы страшные травмы - переломы ноги, руки, ребер. Просто месиво из костей и мяса. Пока мы накладываем ей повязки и шины, девочка вырывается из рук спасателя и бежит к нам, крича: «Мама, проснись!» Мы пытаемся ее успокоить, просим дать маме еще немного поспать. Выясняется, что у девушки осколком ребра пробито лёгкое. Состояние тяжелейшее. Шоковая бригада облбольницы готова к работе. Каталка пулей несётся в дежурную операционную. Довезли, успели. У больницы ко мне выскакивает ее дочка: «С мамой все хорошо?» Я не знаю, что ответить. Девочка протягивает мне вот эту мягкую игрушку: «Отдайте маме, Даша ей поможет». Двери операционной распахиваются - не спасли.
Папе и маме девочке не было ещё 25 лет. У виновника ДТП в крови - 1,6 промили алкоголя. На спидометре навсегда застыла цифра 150 километров в час. А ведь у него были близкие, которые могли остановить его.
Я очень устал от смертей и горя, которое каждый раз проходит через меня. Вот это мешок для трупов. Сюда мы выкладываем останки жизни, тепла, любви. Я очень устал от случайных и бессмысленных смертей. Я не хочу, чтобы ваша жизнь закончилась звуком молнии на этом мешке».
Чем обернётся? Алексей Шамардин, активист сообщества «Наш надзор»:
«Мы часто выходим в рейды на городские дороги. Самые «привлекательные» для нарушителей точки в Воронеже – это Вогрэсовский мост, участок по улице Чапаева от улицы Уфимская до ул. Грамши и переулок Здоровья. А самые частые нарушения, которые мы замечаем каждый день, – проезд на красный свет, пересечение сплошной, а также остановка и парковка в неположенных местах: на тротуарах и пешеходных переходах. И связано это, на мой взгляд, с обычной ленью. Лень пройти лишних 200-300 м от места парковки, лень встать пораньше, чтобы без лихачества добраться до работы. Такие люди и создают аварийные ситуации. Например, паркуясь на тротуаре, сдают задним ходом и ненароком сбивают пешеходов. Или паркуются вторым рядом на дороге, создавая помехи для троллейбусов и спецмашин.
Кстати, могу сказать, что в последние годы ситуация с хамством водителей на дороге в городе улучшилась. Возможно, это связано с поправкой в закон об агрессивном вождении. А вот с пешеходами, которые перебегают дороги в неположенных местах и идут по проезжей части, бороться, кажется, бесполезно. Да, их штрафуют, но эффективность от этого нулевая.
Безответственность на дорогах может обернуться только одним – трагедией. Можно тысячу раз нарушать и только на тысячу первый поплатиться за это».