Место встречи изменить нельзя
Оксана Шевченко, «АиФ-Черноземье»: Игорь Михайлович, Курская Коренская ярмарка в своё время была третьей по значимости после Нижегородской и Уральской. За счёт чего курянам удалось так продвинуться?
Ещё одним фактором роста Коренной ярмарки стало то, что она входила в состав Украинского ярмарочного круга, который включал в себя торги в Коренной, Ромнах, Кролевце, Бердичеве, Харькове и Сумах. Многие купцы, торговавшие на Коренной, не только продавали свой товар, но и, закупая иную продукцию, которая будет востребована на украинских ярмарках, переезжали с одного торга на другой. В течение года таким образом образовывался ярмарочный круг.
Ну и, наконец, росту Коренной ярмарки способствовал её международный статус. В 1824 г. указом Александра 1 он был закреплён на законодательном уровне. В документе было сказано, что иностранным купцам разрешается вести торговлю на трёх ярмарках России, в их числе — Курская Коренная ярмарка.
— Сейчас предпринимателям, чтобы выставиться на ярмарке, нужно получить аккредитацию, заплатить какие-то деньги за место. А как раньше была организована ярмарочная торговля? Платили пошлины, налоги?
— В старой России право на производство торговли давало купеческое звание. А чтобы стать купцом, необходимо было получить гильдейское свидетельство. До 1775 г. деление на гильдии производилось по имущественному цензу, и все купцы облагались единым подушным 40-алтынным окладом (1 алтын — 3 копейки); после 1775 г. — по размеру объявленного купцом капитала, с которого он должен был выплачивать гильдейский сбор, размер которого неоднократно повышался. Интересно, что после каждого повышения гильдейских сборов численность купечества снижалась, однако через несколько лет начинался новый приток в это сословие.
Торговали и скотом, и людьми
— Чем торговали на Курской Коренской ярмарке?
— Да практически всем — от хлеба и мяса до лимонов и апельсинов. Ярмарка занимала территорию в 60 десятин земли. В центре располагался Гостиный Двор, вокруг которого размещались другие торговые помещения, выстроенные по плану и образовывавшие собой улицы и кварталы. Я приведу названия некоторых, наиболее значительных торговых рядов, которые существовали на Коренной ярмарке: Панский, Московский, Курский, Пушной, Игольный, Большой овощной и многие другие. Кроме этого, торговля протекала на площадях: Сенной, Табачной, Конной, Рыбной, Кожевенной, Мучной, Мясной, Щепной.
— Продавали ли крепостных людей?
— Увы, торговля людьми в России была обыкновенным делом. Владельцы-помещики продавали своих крепостных точно так же, как любое другое имущество. В 1808 г. в рамках решения наболевшего крестьянского вопроса торговля крепостными людьми была всё же запрещена, но только на ярмарках.
— В наши дни мало кто остаётся в дни ярмарки заночевать в местечке Свобода. А в XVIII-XIX веках там было очень много гостиниц. Что это были за заведения? Кому они были по карману?
— Для богатых людей Курская Коренная ярмарка была не только местом торга, но и приятным способом времяпрепровождения. Остановиться можно было в многочисленных гостиницах, которых было более 50, хотя это слово звучит слишком громко применительно к тем сооружениям. Большинство же снимало лёгкие домики, которые ежегодно строились для помещиков, приезжавших сюда целыми семьями. Торговцы жили каждый в своей лавке или в пристроенной к ней палатке. Богомольцы из простого люда ночевали обычно на улице прямо под открытым небом.
Акробаты и шуты
— А как обстояли дела с культурной программой?
— Большое скопление людей, приезжавших сюда на несколько дней, требовало «культурной программы». Например, любители сценического искусства могли увидеть действо на театральной сцене с участием курских и заезжих трупп. Некоторые помещики привозили свои собственные крепостные театры. Для публики попроще работали бродячие зверинцы с необычными для курских земель животными и балаганы, где показывали различные трюки, фокусы, диковинные предметы и редкости. Молодёжь и детей привлекали качели и карусели. Из многочисленных трактиров долго, до глубокой ночи, слышались голоса загулявших кутил под залихватские песни цыганского хора.
Коренная ярмарка была ещё и ярмаркой невест. Девицы на выданье и их родители использовали Коренную как удобный шанс хорошо пристроить своё чадо. По словам современника, «самые залежавшиеся невесты, к которым даже белила не пристают, и те уповают на Коренную, и иногда не без результата пытаются штурмовать какое-нибудь гулячее мужчинское сердце». Даже низменным человеческим порокам находилось место — на Коренную ярмарку съезжались публичные дома из Курска, Орла, Сум, Полтавы и других городов.
— Как вы относитесь к идее возрождения ярмарки в наши дни?
— Возрождение ярмарки — уже давно состоявшийся факт, который не может не радовать. Сегодня она является межрегиональной универсальной оптово-розничной ярмаркой. Её новый формат вполне соответствует потребностям времени и обеспечивает эффективную работу ярмарки. С каждым годом сюда приезжает всё большее и большее число участников из многих регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Результатом проведения ярмарок стали дружеские взаимоотношения и долговременное сотрудничество между всеми её участниками. Остаётся только пожелать дальнейшего развития и совершенствования Курской Коренской ярмарки.