114

Трудное дитя реформ. Что мешает местному самоуправлению?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-Курск 11/10/2017
Депутаты призывают муниципалитеты эффективнее использовать имеющиеся резервы.
Депутаты призывают муниципалитеты эффективнее использовать имеющиеся резервы. Курская областная дума

В региональном парламенте прошло заседание Консультативного Совета представительных органов муниципальных образований при Курской областной Думе. Депутаты вместе с представителями федеральных, региональных и муниципальных структур обсудили ход реализации последних изменений в действующем законодательстве, регулирующем вопросы местного значения.

Полномочия без денег

В августе прошлого года областная Дума приняла закон №57-ЗКО, в котором расширила полномочия сельских поселений.  Документ, вступивший в силу с 1 января 2017 года, закрепил за ними   8 важных вопросов местного значения, которые до этого  решала администрация муниципальных районов.  

«Мы хотим посмотреть, как проходит реализация нашего областного закона, — сообщил председатель комитета  по местному самоуправлению Курской областной Думы Александр Кичигин. — Принятию этого документа предшествовала большая работа  депутатов  совместно с администрацией области. Было много споров. Посмотрим, что мешает сегодня исполнять закон, какие вопросы волнуют муниципалов, какие изменения нужно внести».

А проблем, как выяснилось, немало. Многие муниципалитеты оказались не готовы взять на себя новые полномочия по ряду причин. Основная — нехватка денег на их реализацию. Кроме того,  у  сельских поселений просто не хватает кадров, чтобы уделить должное время всему.

«Главы районов стали передавать часть полномочий сельским поселениям, — рассказывает глава Большесолдатского района Владимир Зайцев. — И здесь был допущена главная  ошибка.  Передавать полномочия нужно с деньгами. А финансовых расчётов нет. Ещё одна беда — кадровый состав администраций муниципальных образований. У нас есть такие  сельские поселения, где работают глава, заместитель и бухгалтер. Что они втроём могут исполнить? Низкая заработная плата у муниципалов — ещё одна беда.  Сегодня в сельских администрациях получают 8-12 тыс. рублей.  И мы  не можем им повысить зарплату при всём желании, так как вопрос упирается в норматив расходов  на органы  управления. Считаю, что пришла пора его повысить на 10 %».

Владимир Зайцев отметил, что на сегодняшний день его беспокоит передача таких полномочий сельским поселениям, как сбор и утилизация мусора. Муниципальные образования обязаны заключить договора с населением. А что дальше делать с мусором, кто и за какой счёт его будет транспортировать — непонятно.

Научиться работать с бюджетом

В ведении сельских поселений оказались такие важные вопросы, как содержание дорог, организация тепло-, электро- и газоснабжения, обеспечение муниципальным жильём нуждающихся. «Как всё это эффективно исполнить, не имея соответствующего бюджета?», — резонно вопрошают муниципалы.  Между тем контролирующие органы ответ на этот вопрос не интересует, они проводят проверки и налагают штрафы.

«Принятие областного закона потребовало внести поправки в Уставы муниципальных образований, — рассказывает старший прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Курской области  Елена Панкова. — Из 355 муниципалитетов около 30 до сих пор не сделали эту работу. Нередки случаи,  когда на территории поселения работают организации без регистрации права собственности. Это значит, что местные бюджеты недополучают налоги».

Проблемы в сфере ЖКХ адекватно можно решить на уровне районной власти, уверена Елена Панкова, однако здесь требуется соответствующий закон субъекта РФ.  Это  же касается и дорожной деятельности. Сельские поселения не могут содержать, ремонтировать и строить новые дороги. У них нет для этого возможностей.

Александ Кичигин заметил, что муниципалам нужно не сетовать на недостаток финансов, а  научиться работать с тем бюджетом, который есть.  «Есть  резервы, которые не все муниципалитеты используют, — считает депутат. Нужно активнее работать с земельным налогом, налогом на имущество физических лиц. Каждый год мы увеличиваем суммы дотаций и субвенций на местные органы власти. Приняты целевые программы «Наш двор», «Народный бюджет», которые тоже позволяют муниципалитетам улучшить жизнь».

Члены консультативного совета  сошлись во мнении, что необходимо провести экономический анализ в сферах, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения и безопасностью. И затем на его основе принимать правовые акты.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах