Курск – город автомобильный: если в среднем по России на тысячу городских жителей приходится 200 авто, то у нас 350. Отсюда множество проблем, и одна из главных – парковки.
Навести порядок в этом деле пытается уже третий мэр. И вот недавно было объявлено о возвращении проекта платных парковок.
«Специалисты уже начали разработку схемы парковочного пространства, которая ранее состояла из шести зон на 1120 мест, – заявил глава Курска Игорь Куцак. – Ранее парковки были оборудованы на улицах Ленина, Радищева и других, а также на Привокзальной площади».
Куряне смогут через мобильное приложение отслеживать свободные места, прокладывать маршрут к парковке и выбирать тариф для оплаты. На парковках установят камеры видеонаблюдения и фиксации 25 нарушений правил дорожного движения. Авто нарушителей обещают эвакуировать.
На те же грабли
Злые языки утверждают, что мысль о возврате к платным парковкам курскому мэру навеял его визит в соседний Белгород. Там они работают, а у нас не прижились. Именно платные парковки можно назвать самым провальным транспортным проектом нашей горадминистрации в XXI веке. Их громко анонсировали и внедрили в 2016–2018 годах как пример «успешного» частно-государственного партнёрства. Инвестор – крупная телекоммуникационная компания – установил технику и программы, город выделил землю, прибыль договорились делить пополам. Система проработала чуть больше года, потом доходы сошли на нет. Автолюбители просто не платили за стоянку, камнем преткновения стали персональные данные о владельцах машин, которые ГИБДД должна была передавать мэрии для наказания неплательщиков. Это стало затруднительно.
Самую крупную парковку на площади у железнодорожного вокзала закрыть распорядился губернатор – она явно уродовала облик этого места и вызывала массу нелицеприятных отзывов у гостей Курска. Потом все платные терминалы стали бесплатными, на чём эксперимент и закончился. Последовала череда судов между инвестором и мэрией, кто кому и сколько должен. Теперь новый мэр хочет вернуть платным парковкам доброе имя, по мнению общественников, наступая на те же грабли.
«В Курске 65 тысяч личных автомобилей, и их число растёт, – говорит общественник Геннадий Баев. – Продуманное парковочное пространство необходимо. Убеждён, нужно разработать проект по созданию перехватывающих парковок, чтобы куряне могли бесплатно оставить машину и пересесть на велосипед, автобус, троллейбус. Кроме того, важны мониторинг установки дорожных знаков «парковка запрещена» – таких в Курске больше, чем требуется, – и обустройство парковочных карманов».
Быстро и прибыльно
Отсутствие дорожной инфраструктуры – это главная и вечная претензия автомобилистов к мэрии. Не нужно быть великими стратегами, чтобы разметить имеющиеся площадки под парковки, сделать их платными и запретить ставить машины в других местах.
«Это слишком простой способ зарабатывания денег, золотая жила для мэрии, – считает водитель Ирина Тимакова. – Я каждый день катаюсь по центру и не вижу никаких новых парковочных мест, а поставить вместо паркомата мобильное приложение и штрафовать – так это уже проходили». Автовладельцы резонно считают, что администрации стоит, прежде всего, оборудовать бесплатные стоянки, хотя бы около школ и соцобъектов, а потом думать о деньгах. Тем более что частный бизнес за парковку денег не берёт, и у курян уже есть реальная альтернатива платным парковкам – бесплатные или частично бесплатные стоянки в ТЦ. Но для мэрии это долго и хлопотно, а решения нужны сейчас и прибыльные. Умножаем 1120 парковочных мест на минимальный тариф в 30 руб./час и восьмичасовой рабочий день, и за месяц получаем около восьми миллионов рублей – быстро и, по большому счёту, на пустом месте.