Примерное время чтения: 3 минуты
119

От теории – к практике. Что курянам готовит учебный год?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ-Курск 06/09/2023
Алексей Витвицкий / АиФ

В новом учебном году в регионе за парты сядут более 120 тысяч школьников, каждый десятый из них – первоклассник.

Новых школ не открывают, всё это будет в следующем, выборном для губернатора году. Сделали несколько серьёзных ремонтов, но суть не в этом: сейчас принципиально меняется концепция образования, его смысл и содержание.

Нужны рабочие

За разговорами и претензиями к форме, меню обедов и новым учебникам дети и их родители начали забывать главное – зачем вообще учиться в школе? Что это даёт? Казавшийся незыблемым постулат о том, что суть школьного образования во всестороннем развитии личности, рухнул под напором практических обстоятельств. С этого года суть школы – подготовка к реальной жизни. Это ещё не выражено в лозунгах, но система образования уже в конце нынешнего учебного года напомнила, что она не для всех.

Государство гарантирует только неполное среднее образование, 9 классов. И не факт, что после этого ребёнка возьмут в 10-й, в ту же школу. В Северном районе Курска по этому поводу были даже скандалы – мест на всех не хватило. Курской области нужны квалифицированные рабочие кадры – и школа должна их дать. Не ПТУ, а именно школа.

В регионе апробируется «Профориентационный маршрут юного курянина». Эксперимент ставят в Горшеченской средней школе им. Николая Жиронкина. На базе школы действуют три профессиональных класса: по агрономии, инженерии и IT. Ребята, выбравшие своё направление, смогут приобрести полезные практические навыки.

«Я доволен этой системой, которую мы уже начинаем внедрять и в других районах, – высказался губернатор Роман Старовойт. – Новое время ставит перед регионом и страной новые задачи, и вместе мы их решим».

Кстати, именно в этой школе, а не в зале театра или филармонии, прошёл августовский педсовет, которым учебный год начинается для учителей. Его назвали форумом, проводили три дня, но вектор определён чётко: выпускник должен владеть профессией, востребованной на курском рынке труда.

«Я считаю, очень нужно и важно знакомить детей с профессиями, – говорит мама школьницы Ирина Долгополова. – Чтобы они могли лучше понять, что им ближе, в какую сферу идти развиваться. Моя дочь хочет стать блогером, я понимаю, что это неверно, но запрещать нельзя, нужно разъяснять и доказывать».

Пока сложно сказать, как такая инновация отразится на учебных планах, будут ли это спаренные уроки с выездом на производство или специальные классы в школах. Но интерес есть и у работодателей, которые вполне ощутили кадровый дефицит именно по рабочим специальностям, и они готовы вкладываться. Особенно если речь идёт о градообразующих предприятиях. В планах – открытие 60 образовательных кластеров среднего профобразования. Кластер – это и система «производство – школа», при которой правила игры диктует бизнес, решая, какие специалисты нужны.

Когда эффект?

Из других важных нововведений – привлечение школ в обязательном порядке к общественно-полезному труду. По мнению педагогов, это первый шаг на пути от «не хочу» и «не имеете права» к «так надо». Путь длинный, через ювенальную юстицию, предубеждения родителей и привычки самих детей. Многие эксперты уже заметили, что отчасти возвращается советская до- и послевоенная система обучения профессии.

«Тогда и старшие классы, и вузы в массе своей были платными, дети предпочитали ФЗУ. И ничего, страна развивалась, – делится мнением кандидат педагогических наук Евгений Шаповалов. – А сейчас даже в Курске проблема с рабочими кадрами и не потому, что людей нет, а потому что не хотят».

Переориентация образования рассчитана до 2030 года, но, по мнению руководителей региона, это долго, некоторые кластеры должны дать эффект уже через три года. Эффект в виде компетентных, востребованных на рынке и трудоустроенных специалистов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах