Владимир Бледнов — представитель редкой профессии — гончар. Древним видом искусства занимается больше 20 лет. В последние годы проводит мастер-классы для всех желающих вне зависимости от пола и возраста. Интерес к изделиям, сделанным не бездушным станком, а своими руками, возрастает.
О важности оптимизма
«Казалось бы, глина — сырьё, которое лежит под ногами, однако есть нюансы, — охотно делится секретами мастер. — Для работы подходит только верхний слой, его подготовка занимает много времени. Сейчас карьеры перекопаны, поэтому умельцы вынуждены приобретать природный материал в магазинах. Для гончарных работ нужна жирная глина. Это такой материал, который сочетает в себе три стихии — воздух, воду и огонь. Когда сажусь за гончарный круг, как будто чувствую энергию земли. Поэтому все гончары и керамисты — оптимисты. Пессимисту нельзя работать с глиной».
А ещё, говорит мастер, этот материал очень капризный и тонко «чувствует» настроение художника. Любая эмоция отражается на качестве и эстетике работы.
«Дочь как-то попросила сделать большой чайник, — вспоминает гончар. — Вылепил три, все полопались. Когда делаешь что-то на заказ или по просьбе, часто работа не идёт. Глине нужны свобода и вдохновение. Иногда хочется, чтобы изделие получилось ещё ажурнее, но ещё чуть-чуть — и оно разваливается на твоих глазах».
Деньги для художника, говорит Владимир, нечаянная радость. Если думать о том, что их не хватает, лучше вообще не приступать к гончарному делу. Кстати, в доме у гончара практически нет глиняной утвари. Сапожник, как водится, без сапог.
«Всё время думаешь: для себя успеется, вот и оставляю на потом, — вздыхает Владимир. — А вообще у меня мечта — сделать камин в своём доме, покрыть изразцами».
Нужна физическая сила
По образованию Владимир Бледнов геофизик, хотя рисованием занимался с детства, участвовал в выставках, но считает, что не хватало целеустремлённости, чтобы стать художником, как мечталось. После института работал геофизиком в экспедициях, жил в тайге. Бесценный опыт, который приобрёл тогда, позднее пригодился ему в работе с глиной.
«Природа — лучший учитель. Деревья, земля, каждый камень, каждая травинка способствуют познанию мира»,— замечает мастер.
Владимир часто ходил по выставкам, смотрел работы коллег. Для художника это как подзарядка вдохновением. С лёгкой руки жены Лилии увлёкся росписью керамики (супруга — профессиональный керамист). Но на эту тонкую, почти ювелирную работу у мужчины не хватило терпения. Понял, что больше тяготеет к монументальным формам, садово-парковой керамике вазонов.
«Гончарка требует именно физической силы, это намного интереснее».
В основе творчества Владимира Бледнова лежат русские народные мотивы.
«Мой любимый сказочный персонаж? — задумывается на секунду. — Пожалуй, Баба Яга, потому что она живёт где-то на грани реальности и нереальности. Бабок Ёжек я за свою творческую жизнь сделал немало. Доводилось делать и Змеев Горынычей. А вот садовым гномам не симпатизирую. Не наше это, не русское».
Как костыли друг для друга
Мастерская художника находится в частном доме недалеко от Курска, где живёт друг и напарник Владимира Бледнова Александр Некрасов. На первом этаже расположены печи для обжига. Здесь происходит превращение глины в вазы, декоративные панно, картины, горельефы (разновидность скульптурного выпуклого рельефа. — Ред.). С порога привлекает внимание высокий, в человеческий рост, вазон в форме слона. Обитают в мастерской глиняные лисы, кошки, тигры, напоминающие о тайге косолапые мишки, домовята.
«Когда человек маленький, он считает себя большим. Потом проходит рубеж — ты большой, и тебя считают большим, но ты понимаешь: в тебе мало что изменилось. Ты тот же мальчишка, — философствует Александр. — Поэтому взрослым сказка нужнее, лучше не отрываться от неё».
В этом своём убеждении друзья похожи. Познакомились в юности, встречались время от времени в обществе художников. Александр пытался сделать масляную живопись лёгкой, прозрачной, как акварельная. А Владимир как раз начал эксперименты по вкраплению в керамические изделия элементов из стекла и металла. Творческие находки обоих соединены в их совместных работах. Одна из самых завораживающих — горельеф «Движение». Что на ней — планеты, водный мир? Каждый увидит что-то своё. Но, действительно, кажется, что элементы из глины и стекла приходят в движение.
«При солнечном свете эффект ещё сильнее», — замечают мастера.
Животные, люди, деревья — образы на некоторых работах переплетаются. Здесь есть летучий корабль, молодильные яблочки — только что из печи, температура в которой при обжиге достигает 1400 градусов.
«Мы как костыли друг для друга. Часто встречаемся не для того, чтобы работать, а просто пообщаться», — говорят про себя друзья.
На столе дымится чай из трав, собранных в лесу и саду. В ход идут листья фруктовых деревьев, смородины, вишни, яблони, шелковицы, винограда и грецкого ореха. Внутреннее состояние художника очень важно. Любое изделие, сделанное с душой, будет сказываться на состоянии того, кто его приобретёт, считают мастера. Не случайно именно ручная работа ценилась во все времена.