Современным родителям бывает непросто разобраться, как правильно реагировать на особенности поведения детей в разном возрасте и что считать нормой, а что — поводом для беспокойства.
«АиФ-Липецк» пообщался с детским психологом Тамарой Пашковой, чтобы разобраться в самых частых проблемах детского возраста.
Дошкольники: самокат с горки
— Тамара, с какими запросами к вам чаще всего обращаются родители дошкольников?
— Если мы берём возраст от двух с половиной до четырёх-пяти лет, то это чаще всего капризы и непослушание. Истерики были всегда, и это нормальный этап развития ребёнка. Так ребёнок учится проживать эмоции. В этом возрасте отделы мозга, отвечающие за торможение, ещё незрелы. Ребёнок, что называется, разогнался и не может остановиться, как самокат с горки. Задача родителей — помочь ему прожить эту истерику, а не блокировать её. Конечно, это тяжёлый период ещё и потому, что ребёнок идёт в детский сад, и накладывается период адаптации.
— Многие считают, что нужно пресекать такое поведение. Почему важно давать ребёнку проживать эмоции?
— Когда мы говорим ребёнку «хватит реветь, это ерунда» или «мальчики не плачут», мы обесцениваем его чувства. Для нас сломанная кукла — пустяк, а для него — настоящая трагедия. Это называется инвалидация, и её последствие — взрослый человек, который не умеет справляться со своими эмоциями. Обратное явление — валидация, когда мы признаём право ребёнка на любые чувства, даже если не разделяем их. Это основа здоровой эмоциональной регуляции в будущем. Важно понимать, что все мы рождаемся с разным набором генетических, биологических факторов, к которым потом подключаются ещё и социальные факторы. Поэтому родителям нужно понимать особенности конкретно их ребёнка и учить его справляться со своими эмоциями подходящим именно ему способом.
— Почему истерики часто случаются именно у мамы, а в детском садике или у бабушки с этим сталкиваются реже?
— Мне нравится одна метафора. Представьте: целый день у вас плохо ребёнку, его рвёт, температура. Вы мечетесь, вызываете скорую, вас везут в больницу, вы держитесь из последних сил. И вот когда вас определяют в палату и становится понятен план действий, заходит ваша мама с чашкой горячего какао. Что вы сделаете? Кинетесь ей на шею и заплачете. Так же и ребёнок: в садике он сдерживается в рамках правил, а увидев самого родного человека — маму, может «отыграть» накопленное напряжение.
Школьники: битва за внимание
— А что волнует родителей школьников?
— На первом месте — гаджеты. Родители не справляются с тем, как дети в них погружены и не интересуются окружающим миром. Ведь сейчас гаджеты начинают сопровождать детей буквально с самой первой ложкой прикорма. Кстати, одно из наиболее частых последствий такого бездумного использования гаджетов — отставание в речевом развитии. Ведь в норме ребёнок должен познавать язык не только через аудиальное, но и мимическое, артикуляционное восприятие. А на экране мультяшные герои очень условно воспроизводят эти нюансы.
Если говорить о младших школьниках, то у них зачастую формируется зависимость от гаджетов. Эта проблема возникает потому, что мозг получает при использовании телефона или планшета мгновенное удовольствие, выделяется гормон эндорфин. А вот в случае чтения книг или взаимодействия с игрушками нужно время, чтобы подключилась фантазия и ребёнок начал получать удовольствие от процесса. Закономерно, что многие сейчас стремятся к «быстрому эндорфину».
— Как же быть? Полностью запретить?
— Чёткого норматива не существует. Опять же, надо понимать, что телефон сейчас — это не только средство связи. Очень часто гаджеты формируют определённый статус в детском сообществе. Поэтому полностью отрицать технику в цифровой век невозможно. Но я за разумный контроль и договорённости. В моей семье, например, у детей стоят родительские приложения с ограничением по контенту и времени. Важно, чтобы у ребёнка в жизни были и другие удовольствия — живое общение, кружки, спорт. Если он предпочтёт прогулку во дворе телефону, значит, проблем нет.
— А если ребёнок слушает аудиокниги через умную колонку — это тоже вредно?
— Важно понимать, что это не альтернатива чтению, ведь грамотность формируется именно при визуальном восприятии текста. Но и здесь, как и при просмотре мультиков, тоже можно извлечь пользу. Обсуждайте с ребёнком услышанное: кто герой, какая мораль, как бы он поступил на его месте. Так мы помогаем формировать причинно-следственные связи и умение анализировать. Вообще, воспитание через рассказы, мультики и сказки — очень классная вещь. Это позволяет ребёнку глубоко окунуться в ситуацию, примерить её на себя и поразмышлять над ней. Но, разумеется, в этом нужна помощь взрослого, иначе это будет бездумным потреблением контента.
— Как быть с соцсетями и мессенджерами, где ребёнка могут подстерегать опасности?
— Действительно, в наше время много случаев, когда злоумышленники пишут детям под видом их сверстников, просят фотографии или оказывают опасное воздействие через общение. Не каждый взрослый может противостоять мошенникам в сети, как же оградить детей? На мой взгляд, единственное решение — разговаривать с ребёнком об этом, учить его правильно реагировать. Контроль не так эффективен: утром проверили переписку, а в обед ему уже написали. Мы не можем уберечь проверками, но можем сделать это с помощью информации. Можно рассказать ребёнку историю о том, как другой девочке или мальчику незнакомец написал, и что родители предприняли в такой ситуации, чтобы заранее «подстраховать» и заодно навести на мысли о том, что искать поддержку надо у самых близких взрослых. Когда есть доверительные отношения, большинства проблем можно избежать.
Подростки: одиночество в сети
— С какими проблемами к вам обращаются родители подростков?
— Родители подростков часто сталкиваются с депрессивными состояниями и самоповреждающим поведением. Параллельно часто встречаются проблемы с самооценкой и неуверенностью в себе. Конечно, статистика у каждого специалиста может отличаться, но эти запросы у подростков стабильно лидируют.
— Действительно ли подростковых проблем стало больше или они просто стали заметнее?
— Информационная открытость создаёт эффект увеличения случаев. Сегодня любое происшествие мгновенно становится достоянием общественности через соцсети и СМИ. Кроме того, подростки иногда пробуют рискованные формы поведения «за компанию», перенимая опыт сверстников. Однако важно понимать: если у ребёнка нет глубинной предрасположенности, такое поведение обычно не закрепляется.
— Что вы считаете главным изменением в социализации современных подростков?
— Ключевая перемена — перенос общения в цифровую среду. Поколение 80–90-х годов приобретало коммуникативные навыки в дворовых компаниях, где приходило 6da сь учиться мириться, договариваться, просить прощения. Сейчас эти процессы максимально упрощены: ссора и примирение умещаются в несколько сообщений. Это неизбежно влияет на развитие эмоционального интеллекта и когнитивных функций. Хотя, конечно, нельзя говорить о всех подростках одинаково — многие сохраняют высокую коммуникативную активность в реальной жизни.
Досье
Тамара Пашкова. Окончила Северо-Западный межрегиональный научно-производственный центр института прикладной экологии и гигиены («СЗМ НПЦ ИПЭГ») и Международный институт психологии «Смарт» по программам «Детский психолог». Работает с детьми и подростками в подходах когнитивно-поведенческой терапии и диалектической поведенческой терапии, а также нейропсихологическом подходе. Мать двоих детей.
В Тамбовской области 300 отцов находятся в отпуске по уходу за ребёнком
25 пап в Липецкой области получили почётные знаки