Призрак 90–х
Безусловно, Липецк уже не тот, что пять лет назад. Тогда в сфере наружной рекламы царил полный хаос. Огромное количество перетяжек, щитов, баннеров, перекрывающих друг друга и лезущих в глаза прохожим, одних просто сбивало с толку, других откровенно раздражало. Жаловались и гости города, которые, прогуливаясь по центральным улицам и желая запечатлеть их на плёнке, не могли получить в итоге ни одного «чистого» снимка: в кадр нагло влезала рекламная мишура.
Впрочем, такая проблема была знакома многим городам России. И родом она из 90–х, когда начинающие предприниматели, стремясь громко заявить о себе, максимально привлечь внимание покупателей – «Посмотрите на меня!», «Нет, лучше на меня, я интереснее!», завешивали изображениями с яркой графикой, провокационными картинками все доступные части торговых павильонов и фасады домов.
– Никто не спорит, возможно, тогда это считалось удачной находкой и даже нравилось потребителям, уставшим от серости и однообразия, – говорит Ася Франценюк, директор городского центра рекламы. – Но времена изменились – на календаре XXI век, палкой колбасы или шоколадным батончиком во всю стену уже никого не удивишь, а некоторые предприниматели, к сожалению, думают иначе. Их представления о том, как привлечь к себе внимание, остались на прежнем уровне.
С 2013 года администрация города борется за возвращение Липецку истинного лица, избавляя его от избыточного «макияжа». Специалисты разработали схему размещения рекламных конструкций на территории города. Главный итог этой борьбы – количество незаконной наружной рекламы сократилось в разы: с центральных улиц исчезли гигантские транспаранты–перетяжки, настенные панно чудовищных размеров, нависающие над проезжей частью конструкции.
Предписано убрать
Но проблема всё же остаётся. Только переместилась она в другую плоскость. Если раньше бичом города были отдельно стоящие рекламные конструкции – щиты, билборды, то сегодня – всевозможные баннеры и вывески на фасадах зданий. Особенно страдают от «пёстрого изобилия» первые этажи жилых домов. Почему–то владельцы некоторых магазинов считают чуть ли не своим долгом затянуть всю свободную поверхность дешёвой баннерной тканью. Часто это делают ещё и для того, чтобы скрыть грязные окна или облупившиеся стены.
– Зачем красить фасад, делать ремонт, когда можно завесить это место баннером и никогда его не снимать, – рассказывает Ася Николаевна. – Проблема ещё и в том, что подобные конструкции не только незаконны и эстетически некрасиво смотрятся, но и зачастую портят отделку фасадов, ведь держатся они на крюках и гвоздях, вбитых в стену.
Яркий пример такого безобразия – двухэтажный дом на перекрёстке проспекта Победы и улицы Доватора. Весь его фасад «украшен» разномастными рекламными заплатками.
– Несколько раз в неделю мы объезжаем город и выявляем незаконные конструкции, после чего выдаём их владельцам предписания на демонтаж, а затем и хозяевам помещений, – продолжает Ася Франценюк. – Если в указанные сроки они их не исполняют, демонтируем сами – за счёт бюджетных средств – либо силами сотрудников ГЦР. Но все понесённые расходы владельцы обязаны будут нам возместить.
За 9 месяцев демонтировали 689 незаконных конструкций, из них 390 – сами владельцы, 299 – сотрудники Центра рекламы. В приоритете – центральные улицы: Советская, Гагарина, Космонавтов, Плеханова, Зегеля, проспект Победы. Конечно, бороться с незаконной рекламой непросто – это как в сказке про Змея Горыныча: вместо одной отрубленной головы вырастают три новые. Но работа продолжается.
– И всё же радует, что сознание предпринимателей меняется. Они начинают понимать, что фасад – это визитная карточка магазина, и он должен выглядеть достойно, – говорит Ася Николаевна. – На место кричащих баннеров приходят красочные витрины, а вместо безвкусных рекламных штендеров у входов появляются элементы ландшафтного дизайна. В городе становится всё больше красивых магазинов.
Игры по правилам
Устранить пробел в законодательстве призван подготовленный в администрации города «Порядок размещения, содержания и демонтажа информационных элементов на территории г. Липецка». В новом документе будет всё чётко прописано: требования к типам и видам таких конструкций, процедура их размещения и демонтажа. Больше никакой самодеятельности. Ознакомиться с основными требованиями можно уже сегодня на сайте gcr48.ru.
– Я хоть и сам являюсь предпринимателем, но поддерживаю эту инициативу. Не всегда и не везде нужно назойливо рекламировать свою продукцию, – считает липчанин Антон КОЗЛОВСКИЙ. – Существует много других способов заявить о себе, в конце концов, есть такое понятие как деловая репутация, а те, кто не умеет этого делать, пусть учатся, а не сокрушаются по поводу ущемления их интересов. Реклама должна быть эстетичной и ненавязчивой – не портить город, а украшать его, как, например, в Европе. Да что далеко ходить – взять соседний Воронеж: по центру города просто приятно пройтись: ничто не пестрит, не бросается в глаза.
Хочется верить, что не за горами то время, когда и мы, глядя на улицы Липецка, станем получать эстетическое удовольствие. И город откроет нам своё лицо: настоящее, доброе и по–прежнему прекрасное.
Татьяна АЗОВА, и.о. главного архитектора г. Липецка:
- Конечно, такое количество рекламы выглядит как минимум некрасиво. Город превращается в лоскутное одеяло, за которым совершенно не видно его архитектуру. Причём, желая добиться одного эффекта, предприниматели часто получают совершенно противоположный: такая реклама не привлекает покупателей, а наоборот - отталкивает, раздражает, поскольку диссонирует с окружающей застройкой. Впрочем, первые шаги по борьбе с ней уже видны - особенно в центре Липецка: улицы очищаются от навязчивых рекламных вывесок, и мы, наконец, начинаем видеть лицо города. Но работы предстоит ещё много. Однако, глядя на уже достигнутые результаты, я уверена, что у Липецка есть все шансы стать городом европейского образца. И мы к этому будем стремиться.