Примерное время чтения: 4 минуты
195

Жители Тамбова хотят сохранить исторический центр города

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ-Липецк 12/02/2014

Вместо исторических и интересных в архитектурном отношении домов стали появляться безликие высотки, и стало понятно, что через несколько лет от Тамбова ничего не останется: навсегда исчезнет колорит, своеобразие, в конце концов, дух старинного города.

Непростая задача

К счастью, это поняли региональные власти. Но возник теперь более сложный вопрос. Как сохранить исторический облик областного центра? Судя по разработанному проекту реконструкции фасадной части домовладений, расположенных на улице Карла Маркса, даже специалисты толком не знают, как решить эту непростую задачу.

По сути, они предлагают использовать принцип «потёмкинских деревень», то есть отремонтировать фасады домов. Причём ремонт должен осуществляться за счёт собственников помещений. Это говорит о том, что городская казна не может в полной мере взять на себя обязательства по реконструкции исторической части города.

Но в этом деле не всегда главенствующую роль играют деньги. В этой связи независимый эксперт министерства культуры РФ Николай Новосельцев рассказал одну печальную историю. Был очередной юбилей Василия Шукшина. Под это мероприятие выделили приличные средства. Их надо было срочно освоить. Лучше и не придумали: снесли в селе Сростки Алтайского края дом писателя и актёра, а вместо него построили совершенно новый. Вот такой подход! Что толку в этом новострое, если утерян дух русской избы, откуда вышел писатель?

– Мои опасения, что сохранение облика исторической части Тамбова (идеи самой по себе хорошей) сведётся к «оригинальному» дизайну, к созданию театральных декораций, воплотились в жизнь в эскизном проекте. Видно, что в предложенной идее оформления фасадов сказывается отсутствие в Тамбове профессиональных архитекторов–реставраторов, знающих историю русского искусства.

Каждый дом, каждая усадьба, помимо исторической, несёт в себе художественную информацию о конкретном времени. Чтобы работать в пространстве старого города, надо знать язык его архитектуры. Судя по эскизам, не историческая застройка будет влиять на новую, а наоборот, современные здания будут диктовать свои условия старине, – говорит искусствовед Марина Климкова.

У городских властей уже была некая попытка соединить старую и новую части города. Это видно на примере бывшего кинотеатра «Модерн». Но вся проблема в том, что теперь доминирует здесь не здание, построенное в стиле модерн, а помпезный многоэтажный дом. Это мы уже проходили давно, когда возводился Новый Арбат в Москве. Здесь старые дома и храмы окончательно «потерялись» среди высоток.

Выявить лучшее

Марина Александровна утверждает, что необходимо на первоначальном этапе выявить исторические памятники, поставить их на учёт, создать, как того требует закон, охраняемую зону, а уже потом, учитывая архитектурное своеобразие, осуществлять реконструкцию старого города. Допустим, если на улице несколько зданий в стиле модерн, то и нужно другие дома строить, а также возводить ограждения, заборы и другие архитектурные элементы, сообразуясь с архитектурным единством.

В конце концов, необходимо создать моду на старину, чтобы местные толстосумы стремились реконструировать старые здания, а также строить не пафосные особняки, а дома, которые соответствуют тому или иному архитектурному стилю. Но это уже вопрос культуры и широты взглядов, чего так не хватает нашему провинциальному мышлению. В Европе сегодня престижно жить в старинных особняках, а не в «бетонных гаражах». И чем быстрее мы это все поймём, тем лучше.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах