Особое раздражение у липецких водителей вызывает тот факт, что страховщики к стоимости автогражданки добавляют плату за ненужные потребителю услуги.
Алчные страховщики
«По совету друзей с утра пораньше я приехал к офису страховой компании, где, говорят, можно оформить полис ОСАГО без «дополнительных услуг» – страхования жизни или своей недвижимости, – рассказывает липчанин Андрей Зиборов. – Впереди меня оказалось уже человек десять–двенадцать. После открытия офиса выяснилось, что в день здесь оформляют не более восьми полисов «автогражданки». Поехал в другую страховую компанию, но там уже застраховался по полной: к полису ОСАГО я приобрёл ещё и страхование своего здоровья. Подсчитал, что переплата за «допуслуги» обошлась мне в 35% от общей суммы. О каком же страховании «гражданской ответственности» может идти речь?»
К сожалению, подобный пример не единичный. По данным, полученным в Липецком областном отделении Центробанка России, за шесть месяцев 2016 года от автовладельцев региона поступило 519 жалоб на действия страховых компаний. Чаше всего липчане обращают внимание Центробанка на навязывание дополнительных услуг и неверное применение коэффициента бонусов за безаварийное вождение. Подобные заявления на незаконные действия страховщиков есть и в региональном управлении Роспотребнадзора, и в прокуратуре области.
Ледниковый период?
Стихийным ответом на неправомерные действия большинства страховых компаний можно назвать массовый отказ липецких владельцев авто от получения полисов ОСАГО. По данным ГИБДД региона, за семь месяцев текущего года остановлено на дорогах области и оштрафовано 8 669 водителей, не имеющих полисов ОСАГО, либо не вписанных в автостраховку. За аналогичный период 2015 года таких нарушителей было 4 372 человека.
Мы не призываем следовать этим «курсом», он по сути своей противозаконный. Тем более, что недавно Центробанк РФ объявил так называемый «период охлаждения».
«Для решения проблемы навязывания услуг Банк России ввёл так называемый период охлаждения – срок, в течение которого можно отказаться от ненужного полиса, то есть расторгнуть договор страхования, – уточнил Виктор Ророха, руководитель отделением по Липецкой области ГУ Центрального банка России по ЦФО. – Новые правила Центробанка РФ касаются самых распространённых видов страхования: страхования жизни, страхования от несчастного случая, каско, ответственности автовладельцев и владельцев водного транспорта, добровольного медицинского страхования и т.д. Если потребитель всё же поддался уговорам или требованию страховщика и приобрёл ненужный ему полис, у него есть пять рабочих дней на то, чтобы потребовать расторжения договора. При отказе от страховки в обозначенный срок страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объёме, если договор страхования не вступил в силу. А если договор уже начал действовать, то страховщик вправе удержать часть премии, пропорциональную количеству дней, прошедших с начала действия договора».